Образы культурного героя и трикстера как персонификация границы архаического мироздания
Рассматривается возможность альтернативного понимания таких образов архаической мифологии, как трикстер и культурный герой. Анализ мифологии разных народов показал, что ключевыми образами, являющими целостный стержень мифологической картины мира, выступают действия трикстера и культурного героя.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
176 КУЛЬТУРА
УДК 008 + 82:1 + 82:39 Н. А. Пятков ОБРАЗЫ КУЛЬТУРНОГО ГЕРОЯ И ТРИКСТЕРА
КАК ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ГРАНИЦЫ
АРХАИЧЕСКОГО МИРОЗДАНИЯ
Рассматривается возможность альтернативного понимания таких образов архаической
мифологии, как трикстер и культурный герой. <...> Показано, что становление
исторического времени являлось одним из важнейших условий формирования архетипического
основания жизни человеческого рода в эпоху архаики. <...> Утверждается,
что ключевые мифологические сюжеты о трикстере и культурном герое выступают
сквозными относительно всей архаической мифологии и отражают не только
формирование, но и преемственность, обусловливающую возможность восприятия
архаики как эпохи становления душевного и духовно-исторического слоев сущего
в контексте последовательности этапов и целостности. <...> Мифологические сюжеты, посвященные культурному герою и трикстеру,
являются своеобразным ключевым стержнем, проходящим через все мифы архаики. <...> Именно посредством мифов архаические коллективы не просто определенным
образом фиксировали изменения окружающей среды и социума, но
и создавали целый обрядовый комплекс по сохранению и воспроизведению
устоявшихся форм быта, связей и отношений внутри коллектива с внешним
окружением. <...> Необходимо понимать, что в архаике архетип не существовал
как четко осознаваемая готовая программа, принятая на определенный срок. <...> По сути,
вся практическая повседневная жизнь архаического коллектива, с одной стороны
символическое пространство мифа, с другой целостный образ его выражения
и реализации. <...> Архетип являлся бытийственным основанием человеческой
жизни в архаике вовсе не в том смысле, что он был совокупностью
устоявшихся связей и отношений, обеспечивающих выживаемость коллектива. <...> Архетип, утверждаясь в жизни и включая в себя ее порядок, становится для
архаического человека инструментом, посредством которого он преобразует
разрозненные феномены реальности в целостную <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: