Гравюра и власть: кризис художественного производства Златоустовского завода в середине ХХ в.
В статье освещается советский период в истории златоустовской гравюры на стали, когда ее производство находилось на грани исчезновения, роль центральных и региональных властей в сохранении художественного производства на Урале.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
*
Освещается неизвестная страница двухвековой истории знаменитой златоустовской
гравюры на стали, когда в середине XX в. ее производство находилось на грани
исчезновения. <...> Наибольший интерес у исследователей вызывает первое столетие в развитии
гравюры (XIX начало XX в.), когда этот вид искусства переживал период своего наивысшего расцвета и когда были созданы художественные
произведения высочайшего уровня, ныне ставшие экспонатами центральных
музеев страны. <...> История златоустовской гравюры в советское время также нашла
отражение в ряде исследований [см., например: Глинкин; Златоуст город
крылатого коня; Никифорова; Смоленков], но в целом остается изученной
не так тщательно и детально, как за предшествующий период. <...> Гравюра и власть 239 одной из неизвестных страниц остается история возрождения этого вида искусства
в середине XX в., когда остро стоял вопрос даже не столько о развитии
гравюры, сколько о выживании уникального производства. <...> Специалисты отмечают,
что в 1950-е гг. начался процесс преодоления кризиса, в котором находилось
производство гравюры: описываются творческие искания мастеров, констатируются
некоторые изменения в организации художественного производства
[см. <...> Без понимания роли, которую играли местные и центральные партийногосударственные
органы власти в организации художественного производства
Златоустовского завода, невозможна полноценная реконструкция исторического
развития гравюры в XX в. <...> Особым
изяществом и красотой отличались изделия, выполненные знаменитыми мастерами
граверного дела И. Н. Бушуевым, И. П. Бояршиновым, П. А. Тележниковым. <...> До начала XX в. основной продукцией златоустовских граверов было
украшенное холодное оружие, а происходившие в производстве изменения преимущественно
были связаны с совершенствованием технологии изготовления
и декорирования клинков [Бурмакин, с. <...> Калинина, посетившего завод в
1920 г., должно «принадлежать народу», «входить в быт и украшать <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: