Художественная аксиология Д. Н. Мамина-Сибиряка. Общероссийский статус уральского писателя
Утверждается статус уральского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка как художника общероссийского масштаба. Рассматриваются основные мотивы и система художественной аксиологии в творчестве писателя.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ СТАТУС УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ*
Ставится вопрос о литературном регионализме применительно к творческой личности
и художественному наследию Мамина-Сибиряка. <...> Отмечается, что освоение
региональной проблематики в творчестве уральского писателя-классика следует
рассматривать в качестве одной из ведущих тенденций общероссийского литературного
процесса. <...> В анализе «Уральских рассказов» и других произведений показан
присущий Мамину истинно национальный масштаб художественной типизации. <...> В свете национально-гуманистических взглядов писателя рассмотрен вопрос
о понимании роли женщины как хранительницы домашнего очага и носительницы
высоких нравственных ценностей. <...> В итоге предлагается модель художественной
аксиологии Мамина-Сибиряка, в которой социально-исторические детерминанты
уживаются с народно-поэтическими представлениями о силе и красоте, а те, в свою
очередь, определяются духовно-религиозными воззрениями автора о страсти, грехе
и искуплении, что объясняет природу творческого метода писателя как «одухотворенного
реализма». <...> Художественная аксиология уральского писателя
125 Значение Мамина не просто как писателя узко локального, этнографического
плана, но именно как общерусского художника в том и состоит,
что «он вернул Урал не только Уралу, но и России, в особенности вернул
старое, древнерусское, исконное, что лежало в старом Урале» [Елпатьевский,
с. 201]. <...> Имеющее место сравнение Мамина с А. И. Эртелем и П. Д. Боборыкиным
несравненно принижает писателя, искажает истинную картину истории отечественной
литературы. <...> По замечанию литератора Е. П. Карпова, близко знавшего
писателя и во многом ему обязанного, «Мамин талантливее Горького и Леонида
Андреева и выше Короленки и Чехова» [Из воспоминаний Ф. Ф. Фидлера]. <...> На практике
это предполагает использование аксиологического и жанрологического
подходов, новейших принципов геопоэтики и этноконфессионального рассмотрения <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: