Художественная обработка металла на Северном Урале в XIX - начале XX в.
Рассматривается история развития художественной обработки металла на Северном Урале в XIX - начале XX в. Анализируются особенности промышленного и кустарного производства изделий на примере предметов из музейных и частных коллекций.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Художественная обработка металла на Урале
51 Сохранившихся предметов художественного литья с клеймом СОСЬВА в музейных
собраниях Свердловской области не так уж и много: к примеру,
в ЕМИИ одна отливка, несколько образцов в школьном музее поселка Сосьвы
и в СОКМ. <...> В частных коллекциях Сосьвинское литье тоже встречается не
часто. <...> В Серовском музее девять предметов с читаемым клеймом и около десятка
отливок, которым сосьвинское происхождение приписывается на основании
музейной «легенды», т. е. со слов бывших владельцев. <...> Некоторые модели, использовавшиеся в Сосьве, изначально имели немецкое
происхождение, были скопированы и распространены по уральским заводам
еще в середине XIX в. <...> Сосьвинские литейщики выпускали декоративные
тарелки по образцам немецкого мастера К.-Ф. <...> Модель тарелки этого же мастера «Нептун и наяды»
также использовалась в Сосьве, предметы с клеймом хранятся в частных
коллекциях. <...> В коллекции СИМ также хранятся пепельницы «Лист и кисть винограда»
(инв. <...> 4), широко применявшейся в фаянсе с 1880-х гг. и упоминаемой в каслинских прейскурантах с 1887 г.
Распространение новых образцов изделий, несмотря на удаленность северных
заводов, происходило достаточно быстро. <...> Так, к примеру, модель коробочки
«Дровни с чугуном» каслинского мастера К. Д. Тарасова была создана приблизительно
в 1890 г. (в прейскурантах с 1891 г.) и вскоре появилась в Сосьве. <...> Поскольку на отливке Сосьвинского завода из частной коллекции помимо
обычного клейма нанесен штамп Коломенского общества, следовательно, эта
модель использовалась еще до приобретения завода Половцовыми в 1894 г.
В фондах Серовского исторического музея сохранились также две модели
с клеймами из латуни, которые служили образцами для создания форм. <...> Детали сосьвинского литья не всегда четко проработаны, что объясняется
не только отсутствием хорошо подготовленных мастеров-формовщиков и чеканщиков,
но и качеством формовочных смесей. <...> Однако
при сравнении <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: