Стилевое и тематическое своеобразие православной литературы XVIII в.
Анализируется поэтика православной русской литературы XVIII в., представленной именами Феофана Прокоповича, Стефана Яворского и Тихона Задонского.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Раскрываются особенности развития православной литературы XVIII в. как части
литературного процесса. <...> Делается вывод
о поиске православной литературой своего стиля, ее тематическом своеобразии
и опоре на святоотеческую традицию. <...> Сосуществуют, образуя противоречивое, но органическое единство,
роман и различные историографические жанры, светское красноречие и
духовная проповедь, сатира и политическая публицистика, философская поэзия
и богословский трактат. <...> Вместе
с быстрым развитием оригинальной русской литературы на русскую почву
были перенесены произведения почти всех главнейших писателей не только
Нового времени, но и «древнего мира». <...> Коледич Е. Н., 2013 182 ФИЛОЛОГИЯ
Особенности русской истории XVIII в., знакомство с европейскими философскими
и эстетическими учениями определили своеобразие русской эволюции
идей этого периода. <...> Если раньше заботились
о просвещении умов, то в последнюю треть говорят о чувстве и
еще больше о сочувствии» [Берков, с. <...> Светская литература отделилась от церковной, о духовных предметах
(догматах церкви, христианских добродетелях и пороках) стали писать преимущественно
лица духовного звания. <...> Но православная литература не существовала
изолированно, ее новое понимание сформулировал в своем «Обзоре»
Филарет (Гумилевский): «По сложности нужд новаго времени, предметы духовнаго
образования умножились; от духовных деятелей, для успешной борьбы
с неприязненным духом времени, потребовались новыя меры и новыя приемы. <...> Область духовной литературы расширилась, вошла
в соприкосновение с предметами образования светского, но не против значения
христианства» [Филарет, с. <...> Ораторское искусство, как и в XVII в., остается ведущим в культуре Петровской
эпохи, но впервые конфессиональное красноречие открыто используется
в государственных интересах. <...> Выразителем Петровской эпохи был видный соратник монарха архиепископ
Новгородский и Псковский Феофан. <...> Он придал проповеди ярко <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: