Житие святого Иннокентия Иркутского в контексте агиографической традиции 2-й половины XIX в.
На примере житий святого Иннокентия Иркутского рассматривается характер взаимодействия книжной и рукописной традиций бытования агиографических памятников. Анализируется проблема сочетания традиционных агиографических приемов при создании житий святых с попыткой научной критики исторических источников.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Рассматривается эпизод из истории русской агиографии Нового времени, демонстрирующий
переход рукописной традиции в книжную. <...> Анализируется проблема
сочетания традиционных агиографических приемов при создании житий
святых с попыткой научной критики источников. <...> Так, практически не изучено агиографическое наследие духовных
писателей XIX столетия, в том числе крупнейших А. Н. Муравьева, архиепископа
Филарета (Гумилевского); слабо выявлены агиографические памятники,
возникавшие в это время в русской провинции; не поставлен вопрос о влиянии
социокультурных факторов, обусловленных реалиями Нового времени,
на развитие жанра. <...> В данной статье на примере Житий святителя Иннокентия Иркутского
рассматривается характер взаимодействия книжной и рукописной
традиций бытования агиографических памятников. <...> В 1887 г. в православном журнале «Русский паломник», издававшемся богословом
и публицистом А. И. Поповицким, была напечатана статья С. С. Попова
«Св. <...> Помимо уникальных фактов, отражающих
бытование указанных сочинений на территории епархии, в первой части статьи
автор представил читателям журнала текст Жития святого Иннокентия,
предварив его следующим замечанием: «Сказание о житии иже во святых отца
нашего Иннокентия 1-го епископа Иркутского Чудотворца, хотя и было напечатано
в Иркутске около 1817 года, но в настоящее время не только составляет
чрезвычайную редкость, но сделалось почти неизвестным, по содержанию своему,
даже людям сведущим, а потому мы решились с имеющейся у нас старинной
и точной копии с этого Сказания напечатать его вполне
» [Попов, 1887а, <...> С. С. Попов, таким образом, первым засвидетельствовал также и существование
рукописной традиции бытования данного памятника
житийной литературы. <...> Поповым «Сказание» напечатано в книге под названием
«Житие и чудеса святителя Иннокентия первого епископа Иркутского чудотворца»
(Иркутск, не ранее 1822 г.). <...> В состав книги, кроме текста «Сказания о житии <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: