статья посвящена исследованию феномена универсализма в творчестве знаменитого норвежского писателя ХХ века, лауреата Нобелевской премии в области литературы за 1920 год, Кнута Гамсуна. Говорить об универсализме можно как в отношении творческого метода писателя, так и в отношении национальных характеров, представленных в его произведениях. Творчество Гамсуна обладает такой специфической чертой, которую мы называем «эстетической пограничностью». Сущность ее в том, что писатель не эклектически соединяет различные литературные стили и жанры, а использует их органическое единство, без чего, по его мнению, невозможно написать о тех таинственных процессах, которые происходят в периферийных областях человеческого сознания. Универсализм художественного метода Кнута Гамсуна позволил ему достичь той всеобщности литературных образов, которая порождает единство национального микро- и всечеловеческого макрокосмоса