Актуальность и цели. Актуальность статьи определяется необходимостью переосмысления в новую эпоху знаковых научных явлений ХХ в. Обращение к теоретическим аспектам проблемы мифотворчества связано с тем, что миф отличается укоренённостью в культурных системах, что определяет его серьёзное влияние на решение социальных, культурологических, философских вопросов. Целью работы является доказательство перспективности соотнесённости ремифологизации с проблемой национальной идентичности, нашедшей выражение в мифологии того или иного народа Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута, с одной стороны, на основе рассмотрения и критического анализа концепций известных отечественных и зарубежных исследователей, с другой стороны – путём анализа и подведения итогов многих диссертационных работ и научного опыта изучения индивидуально-авторского мифотворчества в работах нижегородских учёных. Методологическая база основана на использовании историко-литературного и сравнительно-типологического методов, методики комплексного филологического исследования. Результаты. Рассмотрены современные тенденции изучения явлений ремифологизации и мифопоэтики в гуманитаристике ХХ в., обобщён научный опыт исследования мифопоэтики и мифотворчества в работах нижегородских учёных, теоретические аспекты диссертационных трудов, посвященных этим проблемам в русле концепций отечественных философов, мифологов, литературоведов: А. Ф. Лосева, А. А. Потебни, А. А. Тахо-Годи, О. М. Фрейденберг, Я. Э. Голосовкера, А. В. Гулыги, С. С. Аверинцева, А. Я. Гуревича, Е. М. Мелетинского, а также зарубежных классических для гуманитарного знания исследований ХХ в.: К. Г. Юнга, К. Кереньи, Дж. Кэмпбелла, М. Элиаде, посвящённых функционированию универсальных (мифологических) архетипов и мифа в целом в современном художественном сознании. Выводы. Перспективность представленного направления изучения авторского мифотворчества и особенностей мифопоэтики связана с необходимостью разработки методологии и методики комплексного филологического исследования современной европейской идентичности и функционирования национально-культурных кодов, зафиксированных в мифах того или иного народа, в литературном сознании Европы XIX–XX вв.