РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вопросы литературы/2009/№ 1/

Достоевский глазами Д.Лукача

Журнал критики и литературоведения. Для писателей, филологов, славистов, преподавателей, студентов вузов, а также для всех интересующихся литературой.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ЛУКАЧА При всех феноменальных способностях Лукача — огром ной эрудиции, невероятной мощи ума, непревзойденного в анализе и систематизации, в спекулятивном мышлении, — у него была одна большая слабость. <...> Попросту говоря, Лукач все мог понять и объяснить, но не мог понять и объяс нить одной (крайне важной для человека, занимающегося ли тературой) вещи: почему прекрасное художественное произ ведение является прекрасным1 . В анализе поэзии и склад ума, Возможно, тут есть некоторая закономерность: сильные мыслители слабы в понимании красоты. <...> Таким складом ума, таким подходом обладал, скажем, Белинский, который писал не научные статьи, а эссе, то есть в своем роде художествен ные произведения, в них показывая, чем прекрасен, например, Пушкин. <...> В общемто хорошая критика — это ведь и есть эссе истика, в отличие от литературоведения... <...> . Но самый, пожалуй, показательный (если не сказать — во пиющий) пример «глухоты» Лукача к художественности — его отношение к Беле Балажу. <...> Но ведь и тогда, в то время, рядом с Балажем существовали очень большие поэты: был в расцвете сил гениальный Эндре Ади, были Михай Бабич, Де же Костолани, Арпад Тот и другие. <...> Лукач же по какимто не ясным причинам из всей венгерской литературы того пери ода — речь идет о втором десятилетии ХХ века — выделил Бе лу Балажа. <...> Он писал о нем статью за статьей, потом собрал их и издал отдельной книгой «Бела Балаж и те, кому он не ну жен» (1918). <...> Творчество Белы Балажа — это явление, означаю щее поворотную веху в нашей (то есть венгерской. <...> Та безошибочная, безмерно тонкая способность почув ствовать качество отдельного произведения, которая характери зует драматургическую критику Пауля Эрнста, поэтическую— Гундольфа, художественную — Лео Поппера4 , мне не дана <...> <...> 36 положенность, браться решать задачу, которая во многих отно шениях является все же задачей критика? <...> (И при всем том <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: