Зачинатель и «завершители». Идея синтеза исскуств и ее русские критики
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
История идей
Синтез искусств
Алексей ЖЕРЕБИН
ЗАЧИНАТЕЛЬ И «ЗАВЕРШИТЕЛИ»
Идея синтеза искусств и ее русские критики
Вклад символистов в изучение Вагнера точно и спра
ведливо оценил А. Лосев <...> : «Русские символисты, неимо
верно превознесшие Вагнера, не создали не только ника
ких исследований о нем, но они даже в своих небольших
статейках ограничились лишь общими фразами, правда,
часто весьма значительными»1
. В позднейшей литературе
.
вопроса эти общие, но «весьма значительные» фразы бы
ли подобраны и классифицированы; предпринимались
попытки объяснить их, исходя из творчества их авторов,
и проследить влияние на этих авторов идей Вагнера2
// Вопросы эстетики. <...> Проблема Рихарда Вагнера в прошлом и настоящем
Рихард Вагнер в России. <...> В 1900—1910е годы интерес к творчеству Вагнера и
его теории синтеза искусств сочетается в большинстве слу
чаев с указанием на незавершенность и предварительность
вагнеровских усилий и открытий. <...> Иванов, назы
вающий Вагнера «зачинателем» и «предтечей», который
«вывел нас из мира разделенного», но «остановился на
полпути и не досказал последнего слова»5
. Каков общий
смысл этой оценки, какие претензии стоят за этим опреде
ляющим русскую рецепцию топосом незавершенности? <...> Главная трудность в решении этого вопроса заключает
ся в том, что по своей смелости теоретическая концепция
Вагнера нисколько не уступала самым революционным
проектам русских символистов. <...> Острая тоска по духовно
му обновлению, апокалипсическая диалектика гибели и
возрождения личности, мессианская вера художника в
свое призвание спасти распадающийся материальный мир,
включив его осколки в мифологический Gesamtkunstwerk
Verlag, 2001; Barlett R. <...> 6
абсолютной реальности, — все важнейшие элементы сим
волистского миросозерцания уже предвосхищены Вагне
ром. <...> На близость Вагнера чаяниям символистов указывает
в 1912 году Эллис (Л. Кобылинский <...> Синтети
ческое искусство выступает у него как средство глобально <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: