«Обыкновенный читатель» Вирджинии Вулф, или «Знать, для кого пишешь...»
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Зарубежная литература
Наталья РЕЙНГОЛЬД
«ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»
ВИРДЖИНИИ ВУЛФ, ИЛИ «ЗНАТЬ,
ДЛЯ КОГО ПИШЕШЬ...» <...> «Знать, для кого пишешь, равносильно умению пи
сать», — не каждый догадается, что это слова Вирджинии
Вулф. <...> И оригинальная фраза «to know whom to write for
is to know how to write» не вызовет мгновенных ассоциа
ций с английской модернисткой. <...> Так,
среди наших англистов традиционной школы Вулф слы
вет импрессионисткой, что вызывает немалые сомнения,
поскольку импрессионизмом увлекалось предшествующее
Вулф и Джойсу поколение. <...> В начале XX века в Англии
словом «импрессионизм» окрестили ту школу романа, к
212
которой принадлежали Конрад и Форд Мэдокс Форд. <...> «Мы, — писал Форд о себе и Конраде, — приняли без боль
ших колебаний клеймо “импрессионисты”, которым нас
наградили <...> <...> Мы видели, что Жизнь не повествует—
она обжигает ум впечатлениями»1
. Сходно с Моне, Ренуа
ром, Писсарро, Конрад и Форд пытались передать суть
предмета посредством отбора «случайных» деталей. <...> Эстетику импрессионистического повествования Форд
Мэдокс Форд изложил в нескольких своих работах— в
статье «Об импрессионизме» (1914), книге воспоминаний
«Джозеф Конрад» (1924) и в лекции «Мастерство», с кото
рой выступил в 1935 году в Луизианском университете. <...> Впрочем, импрессионизм в английской литературе старше
своего создателя — о значимости впечатлений писал еще
Уолтер Пейтер в своих «Очерках по истории Ренессанса»2 <...> Спустя одиннадцать лет магическое слово «впечатле
ние» употребил Генри Джеймс в своем знаменитом эссе
«Искусство литературы»: «Роман по широчайшему своему
определению есть личное, непосредственное, жизненное
впечатление... <...> »4
Так что называть импрессионисткой
Вирджинию Вулф — все равно, что нашим Замятину или
Набокову приписывать литературные интересы Куприна
или Бунина, писателей совсем другой генерации. <...> Возвращаясь к «легендам»: теоретики литературы за
числили Вулф по ведомству крайне субъективных авто
1 Ford Ford <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: