РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вопросы литературы/2010/№ 5/

Книжный разворот

.

Авторы
Тэги
.
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Краснощековой выглядит очень обя зывающим — поскольку в категориях «романа воспитания» тра диционно рассматривалась в основном западная литература, то, задавая формулировку заглавия именно таким образом, автор бе рет на себя бремя не только доказательства того, что данный жанр существовал в русской литературе, но и концептуального осмыс ления специфики того, что с этим жанром в России произошло. <...> Краснощековой вообще изобильно, избыточно; оно со провождается столь же избыточным пересказом сюжета почти ка ждого литературного произведения, с которым исследовательница имеет дело. <...> С другой стороны, наиболее четко выстроенная и литературоведчески убе дительная главка — о Нелли из «Униженных и оскорбленных» как о русской версии гетевской Миньоны — вовсе не имеет отношения к центральной теме работы, ведь речь идет о сопоставлении двух отдельных второстепенных персонажей, тип которых сам по себе не несет видимой связи с жанром романа воспитания. <...> В тексте нередки столь же размашистые, сколь и необяза тельные утверждения вроде: «Популярность жанра путешествия в XVIII веке была во многом обусловлена самим духом эпохи Про свещения, противостоявшего ксенофобии — примете Средневеко вья» (с. <...> Между Средневековьем и Просвещением вообщето были еще как минимум Ренессанс и барокко, а жанр путешествий не прекращал существовать начиная с античности (другое дело, что просветительское «путешествие» имеет свою культурную специфи ку, требующую пояснения); и уместно ли в литературоведческом исследовании употреблять понятие «Средневековья» в пейоратив ном смысле? <...> Или: «В русской мифологии поэтизировались не труд, усилие, борьба, а случайная удача, что выпадает человеку ни за что ни про что» (с. <...> 197) — снова общее место газетной публицистики с привычной ссылкой на сказку «По щучьему веленью», не соответ ствующее никакой реальности: волшебная сказка, русская или не русская, по самим <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: