Руссо и Ницше в «Даме с собачкой»
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Сергей ТИХОМИРОВ
РУССО И НИЦШЕ В «ДАМЕ С СОБАЧКОЙ»
16 января 1900 года Лев Толстой записал в дневнике:
«Читал “Даму с собачкой” Чехова. <...> Прежде робели, искали; теперь же, думая, что они
по ту сторону добра и зла, остаются по сю сторону, то есть
почти животные»1
«Почти животными» здесь, надо полагать, названы Гу
ров и Анна Сергеевна, главные герои чеховского рассказа. <...> Под их «почти животностью» Толстой, скорее всего, под
разумевал готовность обоих героев без особых колебаний
и какойлибо оглядки на традиционные моральные пред
писания отдаться чувственной страсти и построить на ней
и только на ней свое возможное будущее счастье. <...> : Художественная лите
толстовском понимании выглядит основная идея чехов
ского рассказа, которую автор «Крейцеровой сонаты» и
«Воскресения», разумеется, принять не мог. <...> В поэтизации
чувственной страсти, обнаруженной им в произведении
Чехова, он, как явствует из его записи, усмотрел скрытую
апологию того, что у Ф. Ницше <...> и его последователей
принято было именовать «дионисийским экстазом»2
. Ко
нечно, в отношениях Гурова и Анны Сергеевны вряд ли
можно обнаружить чтонибудь в прямом смысле «диони
сийское». <...> И все же «Даму с собачкой» есть известные ос
нования считать по духу ницшеанским рассказом. <...> 2 Другое название, используемое для описания этого феномена у
Ницше, — дионисийский «оргиазм», то есть предельная раскрепо
щенность полового чувства, с наибольшей откровенностью, по его
мнению, проявившаяся в человеческой истории в древнегреческих
Дионисийских мистериях, где «придается религиозный смысл глубо
чайшему инстинкту жизни, инстинкту будущности жизни, вечности
жизни» и где «самый путь к жизни, соитие, понимается как священ
ный путь» (Ницше Ф. <...> Для Толстого такой взгляд на
проблему пола представлялся самой низкой степенью нравственного
падения и самой кощунственной формой «разврата» — слово, с кото
рым, как раз на рубеже 1890—1900 годов, у него устойчиво <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: