РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вопросы литературы/2011/№ 2/

Проблема «Китежского текста» и «Инония» Есенина

.

Авторы
Тэги
.
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Сравнительная поэтика Синтез искусств Михаил ПАЩЕНКО ПРОБЛЕМА «КИТЕЖСКОГО ТЕКСТА» И «ИНОНИЯ» ЕСЕНИНА Град Китеж старообрядческой легенды снова транс формируется в идеологему, в народное понятие о вере правой, что противостоит «самой страшной вере — поли тике»1 . Но в чем заключена идея Китежа, так пока и не яс но. <...> Не установлены границы «китежского текста», звена в цепи самых разнородных явлений: народных рассказов о «провалищах», утопических легенд, этнографических очерков, поэзии символизма, учения о Граде Божьем и проч. <...> Свод и серьезный обзор основного «китежского» ма териала XIX—XX веков дала С. Шешунова <...> Град Китеж в русской литературе: парадоксы и тенденции // Известия РАН ОЛЯ. <...> , побеседовав о вере с китежскими паломниками, констатировала двуязычие: «Понимают с полуслова наш неумелый, метафизический, книжный язык, помогают нам, переводят на свой про стой»4 . Цен . Поэтому возникло предположение, что модер нистский миф Китежа был сконструирован в опере «Ска зание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1902—1905) Н. Римского <...> Корсакова и в виде уже гото вого символа подхвачен поэтами и философами5 тром внимания стал не изучавшийся текст: оригинальное либретто Владимира Бельского, вышедшее в 1906 году отдельным изданием; впервые в русской практике либ ретто ориентировалось на утвержденный Вагнером канон литературно самостоятельного жанра. <...> Писательский ин терес к Китежу возник задолго до замысла оперы. <...> Невидимый град: Легенда о граде Китеже и русская литература конца XIX — первой половины XX века. <...> «Большая опера» на этот сюжет стала символическим ядром мифа, чья генерирующая сила притягивала к нему и известные, и новые мотивы. <...> Пришвин, оказавшись у Светлояра в 1908 го ду, имеет о новой опере только самое смутное представле ние, но в лесу ему уже чудятся звуки оркестра, а в моло дой скитнице — дева Феврония. <...> Чтобы проследить след рецепции «Китежа», мной уже <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: