Художественные тексты в составе «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского. Контекстный анализ
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
История русской литературы
Татьяна КАСАТКИНА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ В СОСТАВЕ
«ДНЕВНИКА ПИСАТЕЛЯ» <...> Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО:
КОНТЕКСТНЫЙ АНАЛИЗ*
«Сон смешного человека»
Прежде всего — кажущееся очевидным, но важное,
традиционно не соблюдаемое — и даже порой подвергае
мое сомнению1
исследователями творчества Достоевского
по русской литературе. <...> * Краткий вариант статьи опубликован в издании: Исследования
При чтении этого текста на стадии доклада («“Сон смешного
человека”: идея преображения мира личностью») на XXXIV Между
народных чтениях «Достоевский и мировая культура» (СанктПе
тербург. <...> 11—14 ноября 2009) по поводу данного тезиса опять возникла дис
куссия, вызванная слишком давней уже традицией публикации этих
произведений автономно, вне состава «Дневника писателя». <...> Необходимо сказать о том, как
следует анализировать художественные тексты Достоев
ского, находящиеся в составе «Дневника писателя». <...> Если мы не следуем этому простому правилу, то ухо
дим очень далеко от авторской идеи, что доказали, в том
числе, и последние работы о «Сне смешного человека»2
,
объявившие рисуемый Достоевским «рай» нехристиан
ским и занявшиеся выявлением, так сказать, религиоз
ных уклонений писателя. <...> Но чтобы это понять, нужно не сопоставлять его
фантастический рассказ с общими представлениями того
или иного исследователя о всемирной истории со времен
грехопадения и до него, а сопоставить его с той актуальной
историей, рассмотрением которой занимается Достоев
ский на соседних страницах, и, главное, с тем способом ее
рассмотрения, которым он постоянно пользуется. <...> Именно на первой
странице январского номера Достоевский опишет, может
быть, главное свойство той заразы, что принес смешной
человек на изумрудную планету: поражать не ум, а серд
це. <...> Опишет он это, радуясь, что русских пока миновала
такая участь и что «все споры и разъединения наши про
изошли лишь от ошибок и отклонений ума, а не сердца, и
вот <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: