«Историческая топика» раздел риторики или область компаративистики
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Речь идет о топосе — термине, который в филологии име
ет по крайней мере два абсолютно разных понимания: ли
тературоведческое и риторическое. <...> В литературоведение
его ввел в 1948 году Эрнст Роберт Курциус. <...> Топос в его
понимании — словесное «клише», общие и безличные
«схемы мысли и выражения», которые имеют межвре
менной и межкультурный характер. <...> Топосам, в трактовке
Курциуса, нет дела до национальных различий, нет дела
до различий жанровых, нет дела и до всяких «—измов»:
классицизма, романтизма и т. д. <...> Так, топос «мира как те
атра» (theatrum mundi) обнаруживается Курциусом в ан
тичности (у Платона), в Средневековье (у Джона Солсбе
рийского), в эпоху Ренессанса и новое время — у Лютера,
Ронсара, Шекспира, Кальдерона — и даже в начале XX
века — у Гуго фон Гофмансталя1
. Итак, исторический диа
1 Curtius E. <...> В этом внеличностном стилевом элементе мы ка
саемся такого пласта исторической жизни, который лежит
глубже, чем уровень индивидуального изобретения»2
Пространственная метафора «пласта» — скрытого,
лежащего ниже обозримой словесной реальности, — зна
чима: Курциусу представляется, что он нисходит в ту
глубину словесности, где европейская литература обна
руживает свое единство. <...> Вместе с тем это уровень, так
сказать, «малых величин», литературных микрочастиц —
недаром Курциус называет свой метод «техникой фило
логического микроскопирования»3
.
Итак, топос у Курциуса — клише или схема мысли и
выражения. <...> Определение топоса соединяет мысль и вы
ражение: значит, предполагается, что топос имеет некую
.
2 Curtius E. <...> Europbische Literatur und Lateinisches Mittelalter.
содержательную константу, но также сохраняет устойчи
вость на уровне выражения, даже при переводе, при пере
ходе из одной литературы в другую. <...> Понятие топоса — он же топ, общее место, locus com
munis, — заимствовано Курциусом из риторики. <...> Когда Квинтили
ан говорит о риторическом locus’е как «месте, где лежат
аргументы» (sedes argumentorum)4
, то он имеет в виду
«умственное» место <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: