РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вопросы литературы/2014/№ 3/
В наличии за
6 руб.
Купить
Облако ключевых слов*
* - вычисляется автоматически
Недавно смотрели:

ЧЕХОВ - НАЧАЛО И КОНЕЦ ТЕКСТА

-

Авторы
Тэги
-
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
История русской литературы Леонид КАРАСЕВ ЧЕХОВ: НАЧАЛО И КОНЕЦ ТЕКСТА Главная цель предлагаемых заметок — обратить вни мание на то, как часто в чеховских текстах перекликают ся или вообще повторяются те слова, с которыми персо нажи появляются в пьесе или рассказе и с которыми они их покидают. <...> Однако поскольку первыми и последними словами могут быть, скажем, слова приветствия или про щания, имеющие вполне ритуальный характер, то мы об ратим внимание на те реплики, которые не просто звучат в начале и конце текста, но имеют действительно значи мый характер. <...> Понастоящему же важна ее вторая реплика, об ращенная к Треплеву: «Мой милый сын, когда же начало?» (здесь и начало треплевского спектакля, и начало самой «Чайки»). <...> А затем, продолжая гамлетовскую тему (сын при 240 глашает мать на поставленный им спектакль), Аркадина декламирует уже непосредственно из «Гамлета»: «Мой сын! <...> »1 Последние слова Аркадиной в пьесе, сказанные после того, как раздается хлопок выстрела: «Фуй, я испугалась. <...> » В обоих случаях присутствуют темы страха, смерти и темноты. <...> Страшно от того, что «нет спасенья», страшно от звука, напомнившего Аркадиной о попытке самоубийства сына. <...> В обоих случаях речь идет о сыне — с той значимой разницей, что тема начала («когда же начало?») сменяется темой трагического конца (хлопок выстрела). <...> В финале темнота названа непосредственно («в глазах потемнело»), в начале же пьесы темнота предполагается (взгляд, обращенный внутрь черной или темной души). <...> Та ким образом, ситуации первого и последнего появления Аркадиной в пьесе, несмотря на свое внешнее несходство, при внимательном разборе обнаруживают немало общего. <...> Обычно же у Чехова сходство первых и последних слов персонажа куда более очевидно. <...> А через две страницы (то есть все еще в самом начале пьесы) звучит знаменитое: Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пау ки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: