«ПОЭТИЧЕСКОЕ» И «ПРОЗАИЧЕСКОЕ» В КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Д. ШОСТАКОВИЧА
Статья посвящена камерно-вокальному творчеству Д. Шостаковича,
связи структуры вербального текста (стих — проза) и эстетических модусов
(возвышенное — низменное). Поэтические по типу содержания тексты Шо-
стакович обычно воплощает в прозоподобной музыкальной структуре (со
свободным, не тяготеющим к симметрии синтаксисом). И, напротив, тексты
по типу содержания непоэтические («о прозе жизни») чаще воплощаются
Шостаковичем в ассоциациях со стихоподобной музыкальной структурой,
то есть в симметричных, тяготеющих к периодичности структурах музы-
кального синтаксиса.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
,
связи структуры вербального текста (стих — проза) и эстетических модусов
(возвышенное — низменное). <...> Поэтические по типу содержания тексты Шостакович
обычно воплощает в прозоподобной музыкальной структуре (со
свободным, не тяготеющим к симметрии синтаксисом). <...> И, напротив, тексты
по типу содержания непоэтические («о прозе жизни») чаще воплощаются
Шостаковичем в ассоциациях со стихоподобной музыкальной структурой,
то есть в симметричных, тяготеющих к периодичности структурах музыкального
синтаксиса. <...> , камерно-вокальное творчество,
стих, проза, эстетические модусы (возвышенное и низменное)
Поэты — прозою,
А мы стихом. <...> Встречаются произведения, в
которых совмещены стихотворные и прозаические
структуры. <...> «Бесы» — герой капитан Лебядкин
читает собственные «стихи» и поясняет их,
то есть тексты стихотворной и прозаической
структуры свободно чередуются. <...> (стихотворный) предшествует
размышлениям композитора по этому
поводу (в прозе). <...> В циклах «Шести романсов
на слова японских поэтов» и «Из еврейской
15
народной поэзии» встречаются тексты, которые
не относятся к традиции русского силлабо-тонического
стихосложения, это поэзия
без регулярных рифм и размера, то есть их
структура тоже близка к прозе. <...> com/alex/basic_elem1.htm
ния: 15.04.2014).
(дата обраще
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3 (33) 2014
Однако структура вербального текста
при музыкальном воплощении под воздействием
встречной (термин Е. <...> Стих может быть музыкально «прочтен»
как проза, а проза в музыкальном воплощении
приобретать яркие стихоподобные черты. <...> Если музыкальные фразы не тяготеют к
синтаксической уравновешенности, и в них
проявляются принципы свободного синтаксиса,
линейного развития, монологического
интонационного тона — то это «прозоподобная»
музыкальная структура. <...> Интересно
заметить, что поэтические по типу содержания
тексты Шостакович обычно воплощает
именно в такой прозоподобной музыкальной
структуре — циклы <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: