АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ РОБЕРТА БРЭНДОМА
В статье рассматриваются идеи Роберта Брэндома, известного американского
философа, представителя питтсбургской школы неогегельянства. В центре вни-
мания автора – прагматистский подход Брэндома к решению эпистемологиче-
ских и общефилософских проблем и его «анафорическая теория истины», пред-
ставляющая разновидность дефляционизма. Раскрывается содержание основных
понятий аналитического прагматизма Брэндома: «дискурсивное обязательство»,
«нормативные статусы», «семантический холизм», «инференциализм».
Ключевые слова: аналитический прагматизм, инференциализм, дискурсив-
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 1/2014
Современная
зарубежная философия
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ
РОБЕРТА БРЭНДОМА <...> И.Д. ДЖОХАДЗЕ
В последние годы все больше профессиональных философов
в США, не довольствуясь тем, чем всегда занимались философыаналитики
– решением частных концептуальных проблем, разбором
гипотез и аргументов, – предпринимают попытки создания
масштабных философских систем. <...> Васильева1
ров, работающих в жанре такого «системосозидания», принадлежит
известный американский философ, представитель питтсбургской
школы неогегельянства Роберт Брэндом. <...> Главная книга Брэндома «Прояснение» («Making It Explicit»,
1994) – одно из самых обсуждаемых и критикуемых в США и Европе
философских произведений последних десятилетий. <...> Впрочем, имя Ричарда Рорти, радикального критика
метафизики и систематической философии, упоминается в книге
Брэндома всего один раз – в посвящении2
.
Свой нормативно-прагматистский подход к решению фундаментальных
философских проблем (в том числе краеугольной, как он
полагает, проблемы соотношения практического и теоретического,
прагматики и семантики, «знания как» и «знания что») Брэндом противопоставляет
картезианскому репрезентационизму – «зрительской»
теории знания, согласно которой целью человеческого мышления и
научного поиска является «репрезентация» (отражение) реальности. <...> Здесь во главу угла ставится не
наличие или отсутствие некоторого свойства (property), но правильность
или оправданность (propriety)... подлежащего концептуальной
артикуляции действия (акта)»3
. Такая методологическая установка,
поясняет Брэндом, предполагает «рассмотрение теоретического и
практического сознания (consciousness), когнитивной и конативной
активности, в специфически нормативных терминах»4
. Человеческий
разум, по Канту, не «открывает» законы природы, а «производит»
их, вкладывает в природу; реальность несет на себе отпечаток нашей
разумности, проективности. <...> В
действительности, говорит Брэндом <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: