МОРАЛЬ В РЕАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В очерке, подготовленном к юбилею известного российского этика Рубена
Грантовича Апресяна, прослеживается эволюция его идей, показан его вклад в
развитие современной этики и этического образования.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Открываем рубрику с анализа коллективного труда
«Постигая добро», подготовленного сектором этики Института
философии РАН, выход которого был приурочен к юбилею
Рубена Грантовича Апресяна, доктора философских наук,
члена редколлегии ФН, заведующего сектором этики ИФ РАН,
члена Академии гуманитарных исследований. <...> ПРОКОФЬЕв
Творчество Р.Г. Апресяна отличает разнообразие его исследовательских
интересов и увлечений. <...> Первые исследовательские опыты Р.Г. Апресяна, итогом которых
стали кандидатская диссертация и книга1
, посвящены анализу английского
новоевропейского этического сентиментализма. <...> Р.Г. Апресяну это направление в истории мысли, прежде известное
лишь по изданиям справочного и обзорного характера, было не только
представлено с достаточной полнотой, но и оказалось вписано в
контекст теоретических обсуждений природы морали. <...> Последующее развитие этических взглядов Р.Г. Апресяна было опосредовано
осмыслением некоторых философско-антропологических
теорий, позволивших ему освободиться от давления историкоматериалистических
схем в истолковании морали. <...> 135
морали как одной из функций общественного, в отказе от функционалистского
подхода к объяснению морали, признании существенности
ценностного содержания морали для понимания ее сущности,
в утверждении того, что мораль, хотя и проявляется через социальные
отношения, по своей природе все же «предсоциальна»2
.
На этой теоретической основе общего определения морали им
были по-новому концептуализированы так называемые основные
нормативно-этические программы, разработанные еще в книге «Постижение
добра»3
, а в развернутом виде представленные в монографии
«Идея морали». <...> Утверждаемое им единство нормативной
и философской этики предполагает, что для понимания феномена
морали, по меньшей мере, недостаточно анализировать ее формальные
характеристики, отражающие способы функционирования морали. <...> Приоритетное значение в понимании <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: