ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ: О ТРАНСФОРМАЦИИ СТАТУСА ФИЛОСОФИИ
В современном пространстве гуманитарного знания функции, традиционно
принадлежавшие фигуре мыслителяфилософа, перешли к историку философии,
которого наше сознание привычно ставило во второй ряд. Автор предлагает ряд
оценок существующего положения дел и намечает возможности его изменения.
При этом автор пересматривает фигуру философа в соответствии с теми транс-
формациями, которым она подвергается на современном этапе развития филосо-
фии. Рассматриваются основные модели историкофилософского исследования и
обосновывается тезис о фундирующем характере истории философии.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 2/2014
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ
Метаморфозы философии
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ:
О ТРАНСФОРМАЦИИ СТАТУСА ФИЛОСОФИИ <...> А.В. ДЬЯКОВ
В современном пространстве гуманитарного знания произошла
трансформация статуса философии, которую уже невозможно
не замечать: функции, традиционно принадлежавшие фигуре
мыслителяфилософа, перешли к историку философии, которого
наше сознание привычно ставило во второй ряд. <...> Почему и как это
произошло, и не несет ли в себе сама философия основания для подобной
трансформации – таковы основные вопросы, которые нужно
поставить перед собой в создавшейся ситуации. <...> На первый взгляд они
могут показаться частными, касающимися разве что дисциплинарной
структуры философского знания, но в действительности имеют
фундаментальное значение. <...> Вопрос о том, как соотносятся философия и история философии,
какое место занимает история философии в философских науках,
столь же стар, как и сама философия. <...> Зависит это от того, каким
образом в тот или иной момент институализируется философия,
и от того, какое место в социальном пространстве занимает фигура
философа. <...> Койре, – всегда должен принимать
в расчет мнение современников, даже если потомство отвергло
их суждение»1
. Общеизвестно, что мыслитель, весьма популярный и
значимый для своего времени, по прошествии лет может оказаться в
забвении; потомки могут счесть его незначительным и пустым, хотя
в свою эпоху он представлялся светочем разума. <...> Речь, конечно
же, не о пресловутом «конце философии», не о том, что философияде
осталась в прошлом, потому что сегодня многие ее функции успешно
выполняют точные и гуманитарные науки. <...> Выходит, что история философии
дискриминируется в современном мире как нечто несовременное,
ужепреждебывшее и прошедшее, и вместе с тем современность
почемуто никак не может расстаться с этим минувшим и нуждается
в нем как раз для того, чтобы быть современной <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: