ФИЛОСОФИЯ НОВОЙ ДУХОВНОСТИ: ТВОРЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА
Николай Бердяев, выдающийся русский интеллектуал, вошел в историю ми-
ровой мысли как автор метафизики творчества, основанием которой выступает
свобода. Неортодоксальная трактовка реальности Духа и человеческой свобо-
ды стала своеобразным манифестом религиозного экзистенциализма. В статье
анализируются социальные и метафизические проекции философии творчества
Н.А. Бердяева в контексте европейской и русской философских традиций.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Из истории отечественной философии
ФН – 4/2014
ТВОРЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА
ФИЛОСОФИЯ НОВОЙ ДУХОВНОСТИ: <...> Метафизика
творчества, ставшая едва ли не магистральной линией интеллектуальных
поисков русских мыслителей Серебряного века, не имеет
завершенного вида в философии и сегодня продолжает обогащаться
концептуальными положениями и экспериментальными наблюдениями,
в том числе других гуманитарных наук. <...> Излюбленный сюжет русского религиознофилософского ренессанса
– культура как творческий опыт жизни и творчество как проблема
духовного самоопределения личности – способ оправдания жизни. <...> Однако сразу необходимо обратить внимание на парадоксальное
положение проблемы творчества в европейской и русской философских
традициях, развивавших тему творчества на протяжении всего
ХХ в. – от модерна к постмодерну. <...> Однако, сосредоточившись в своем опыте построения персоналистической
философии на субъекте творчества, Бердяев почти ничего не
может сказать о том, что же такое само творчество. <...> Напротив, в постструктуралистской
парадигме, сконцентрированной на выявлении
механизмов творчества, происходит утрата самого субъекта, что ведет
к исчезновению онтологической перспективы творческой деятельности
и устраняет проблему самоопределения человека в горизонте
Абсолютного как таковую. <...> Собственно, в этом и состоит центральный парадокс темы
творчества. <...> Если мы анализируем объективированные результа
38
Из истории отечественной философии
ты творчества и приближаемся к пониманию его механизмов, то
теряем субъекта творчества – творящее лицо; само же творчество
превращается в механистическую процедуру деконструкций, в комбинаторную
игру текстов и гипертекстов культуры. <...> В то же время,
если мы обращаемся к субъекту творчества как к живой конкретной
личности, сосредоточиваясь на духовноэкзистенциальной теме его
бытия, то мало что можем сказать о механизмах, способных раскрыть
содержательно <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: