Мир как осуществление красоты
Учения о красоте как явлении бесконечной идеи
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
н. лосский
Мир как осуществление
красоты
УЧЕНИЯ О КРАСОТЕ
КАК ЯВЛЕНИИ БЕСКОНЕЧНОЙ ИДЕИ
Шеллинг в своем диалоге «Бруно», написанном
в 1802 г., излагает следующее учение об идее
и красоте. <...> В Абсолютном, т. е. в Боге, содержатся
идеи вещей как их первообразы. <...> Идея есть всегда
единство противоположностей, именно единство
идеального и реального, единство мышления и на глядного представления (Anschauen), возможности
и действительности, единство общего и частного,
бесконечного и конечного^. <...> Но даже и в этом
состоянии «чем совершеннее вещь, тем более она
Отрывки из книги «Мир как осуществление красоты». <...> В этом учении об идеях Шеллинг явным образом
имеет в виду конкретно-идеальные
начала,
нечто вроде того, что я называю словами субстанциальный
деятель, т. е. личность, потенциальная
или действительная. <...> Еще яснее этот гносеологизм выражен в труде
Шеллинга, появившемся двумя годами раньше, —
«Система трансцендентального идеализма» (1800 г.),
где мировая множественность выводится не из
творческого акта воли Божией, а из условий возможности
знания, именно из двух деятельностей,
противоположных друг другу и состоящих в том,
что одна из них стремится в бесконечность, а дру гая стремится себя в этой бесконечности созерцать^. <...> Учение
о красоте как чувственном явлении
бесконечной идеи в конечном предмете подробнее
и обстоятельнее разработано Гегелем в его
«Лекциях по эстетике». <...> В основу эстетики он полагает
учение об идеале красоты. <...> Искать этого
идеала в природе нельзя, потому что в природе,
говорит Гегель, идея погружена в объективность
и не выступает как субъективное идеальное единство*. <...> 184): всё природное конечно и подчинено н;об::одимости,
тогда как идеал есть свободная бесконечность. <...> Поэтому человек ищет удовлетворения
в искусстве; в нем он удовлетворяет спою пэтроб
ность в идеале красоты (стр. <...> Красота в искусстве,
по учению Гегеля, стоит вьппе красоты в
природе. <...> Человек, опутанный
конечностью, ищет выхода в область <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: