Трагедия отвлеченного добра
Свою статью "Трагедия отвлеченного добра" С Левицкий посвятил изучению попытки Ф.М. Достоевского "Изобразить истинно прекрасного человека" в романе "Идиот". "Труднее этого, по моему, не может ничего быть...", - к такому выводу пришел Достоевский. Автор статьи показывает скольких мук рождения, стоило Ф.М.Достоевскому создание романа. Статья написана прекрасным литературным языком и может быть интересна всем любителям творчества Достоевского.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
КРИТИКА И ПУБЛИЦИСТИКА
С ЛЕВИЦКИ Й
Трагедия
отвлеченного добра
(По поводу романа Достоевского «Иджот»). <...> В то время как
«Преступление и Наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы»,
можно рассматривать как различные вариации темы
«Жития Великого грешника» (романа, задуманного,
но не написанного Достоевским), в «Идиоте» автор ставит
себе целью «изобразить истинно-прекрасного человека». <...> И, если этот взыскуемый его ;^шой образ прекрасного
человека нашел свое выражение в лице эпилептика
князя Мышкина, и если роман кончается, как,
впрочем, почти всегда у Достоевского, катастрофой и гибелью
героя, то в этом есть своя внутренняя необходимость,
своя диалектика. <...> Во всяком случае, фигура русского «ры1](аря бедного»
является центральной фигурой романа, и ключ к
замыслу романа дан именно в образе князя Мышкина. <...> Задачей настоящей
статьи является проникновение в этот целостный замысел
романа через анализ образа князя Мышкина, через
проникновение в метафизику его души. <...> Из всех романов Достоевского ни один не стоил автору
стольких мук рождения, как роман «Идиот». <...> В
письмах Достоевского периода написания романа, в его
Записных тетрадях к «Идиоту» сохранены следы страстного
и мучительного искания автором целостного замысла
романа. <...> «Иной раз за
один день в голове моей складывалось по 10 планов, —
писал он осенью 1867 года, — голова моя обратилась в
мельницу»^
Записи Достоевского этого периода показывают, что
первоначальный образ князя был совсем непохожим на
канонический образ романа. <...> Образ этот приближается
скорее к Рогожину, или даже к позднейшему образу
Ставрогина «страсти у князя сильные, потребность любви
жгучая. <...> Является сострадание
к безвинному, незнающему себе цены, прекрасному,
а, стало быть, пробуждается и симпатия читателя
к герою... <...> Но герой
Гюго, опять таки, возбуждает к себе сострадание по
ужасному своему несчастью и по несправедливости к нему
общества. <...> »
В «Записных тетрадях», кстати сказать, опубликованных <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: