АПОЛОГИЯ БЕНТАМА: ДЖ.-С. МИЛЛЬ И НЕВОСТРЕБОВАННОЕ НАСЛЕДИЕ МОДЕРНА
Политическая значимость философского наследия И. Бентама часто
недооценивается; в результате не получает должного внимания вклад бентамизма
в решение стоящей перед европейской политикой проблемы идентичности.
Статья содержит рассмотрение той части философского послания Бентама,
исследованию которой посвящал свои труды Дж.-С. Милль, в особенности,
в работе над концепцией индивидуальной свободы: ее сам Милль считал
развитием утилитаристской философии, достигнутым благодаря применению
методологических принципов бентамизма.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Год Великобритании в России
ФН – 5/2014
И НеВОСТРеБОВАННОе НАСЛеДИе МОДеРНА
АПОЛОГИЯ БеНТАМА:
ДЖ.-С. <...> И.И. МЮРБЕРГ
Новый универсум ценностей и дискурса…
требует от нас особого внимания к тому факту, что
человеческие существа являются самоинтерпретируемыми
созданиями: эти интерпретации играют конституирующую роль
в том, что именно мы, люди, из себя представляем1
.
Ричард Бернстайн
Иеремия Бентам (1748 – 1832), мыслитель, занимающий первую
строку в списке ведущих деятелей британской политической истории,
как представляется, незаслуженно обделен вниманием в истории
наших отечественных исследований политической философии. <...> Фергюсон,
Бентам также заметно уступает в популярности; и это уже не
столько российская, сколько универсальная философская тенденция. <...> Еще при жизни родоначальника утилитаризма его образ мысли признавался
«грубым» (crude), невыгодно отличающимся от более умудренного
стиля философствования, присущего предшественникам,
например, тому же Д. <...> Думается, однако, намек на трудночитаемость бентамовских текстов
(так же, как и радикальный характер его суждений) мало влияет
на мнения о ранге мыслителя – ведь речь идет, скорее, о специфике
авторского стиля. <...> Но о какой конечной цели, о каком философском
откровении может идти речь, если, по примеру многих известных
комментаторов, изначально подходить к Бентаму как к завершителю
тех самых утилитарных тенденций, которые отчетливо различимы в
философии «туманного Альбиона», начиная, как минимум, с мандевилевской
«Басни о пчелах» (1714)3
?
Попытка ответить на этот вопрос сразу же порождает необходимость
в важном уточнении: уже в ХХ в. отношение к утилитаризму
на Западе (в чем-то неизменно пренебрежительное) стало слишком
рефлексивным для сохранения позиции простого неприятия. <...> Скепсис
уступил место целому ряду провокативных суждений, как-то:
– «Утилитаризм продолжает оставаться раздражающим объектом
для критиков даже при отсутствии общепризнанных <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: