ГЛОБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА: КИТАЙ – ЗАПАД
Как Земной шар, мир двуполярен, и одним из его полюсов почти всю историю человечества был и в XXI в. будет Китай. Его книга книг «Канон перемен»
(«И-цзин») – предшественница двоичного кода всех компьютерных программ, а
иероглифика – претендент на роль языка международного общения в Интернете.
В сегодняшнем визуальном мире картинки побеждают слова и древняя культура
иероглифических изображений обретает вторую молодость. Поэтому синология
становится универсальной наукой о прошлом и будущем человечества, о диалоге
цивилизаций и судьбе России.
Ключевые слова: Китай, Запад,
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
В ходе сапиентации
оно регулярно сталкивалось с бифуркационными ситуациями. <...> Он
двоичен на всех уровнях телесности – от внутриклеточной двойной
спирали ДНК, на которой записана вся генетическая информация, до
парности основных органов и половой дифференциации. <...> Особая значимость
бинарной оппозиции издревле нашла отражение в языке как двойственное
число, а в мировоззрении – как миф о двойничестве. <...> Понятно,
что этот универсальный принцип не может не быть воплощен
и в культуре в целом. <...> Принципу двойственности всегда следовало китайское мировоззрение,
самый известный в мире символ которого – полярные силы
инь и ян (темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное),
и ему соответствует глобальная противоположность цивилизаций –
западной и восточной. <...> В ее основе лежат фундаментальные антропологические,
языковые, психофизиологические, культурные и прочие
различия, связанные с самим происхождением человека и процессом
его сапиентации. <...> Глобальная биполярность культур
Одним полюсом такой глобальной альтернативы является западная
культура, которая включает в себя не только средиземноморскую,
по происхождению европейско-американскую, но и арабо <...> Другая альтернатива –
китайская, или синистическая в более широком смысле (ее можно
было бы даже назвать «синоиероглифической»), она связана с культурным
ареалом Китая и сопредельных стран. <...> Таковы две базовые
и полярные модели развития человечества. <...> Этой же оппозиции соответствуют два различных
вида письменности: алфавитная и иероглифическая. <...> Введение
этого простого критерия и учет только автохтонных философских
традиций сразу резко ограничивает круг выявленных историей человечества,
полноценных и альтернативных путей развития всего
лишь тремя – западным (изначально – древнегреческим), индийским
и китайским. <...> Две оконечности этой евразийской ойкумены характеризуются
фундаментальными культурологическими оппозициями, которые
имеют <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: