MACHIAVELLIAN INTELLIGENCE: ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ОБМАНА
Статья рассматривает одну из многочисленных интерпретаций взглядов
Н. Макиавелли – интерпретацию известного этолога Ф. де Вааля, проводившего
сравнение между принципами социального поведения, сформулированными в
произведении Макиавелли «Государь» и социальными стратегиями шимпанзе.
«Макиавеллианский интеллект» выступает как метафора, позволяющая исследо-
вать социальное поведение людей и животных.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Молодые философы ФН – 6/2014 MACHIAVELLIAN INTELLIGENCE: ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ОБМАНА Отраднее, чем жить среди людей, со свиньями в хлеву помои трескать. <...> БОЛАТАЕВ В своем эссе «Оригинальность Макиавелли» Исайя Берлин приводит знаменитый список интерпретаций Макиавелли, перечисляя все возможные высказывания и тезисы, связанные с доктриной философа, при этом отмечая, что мало кому из философов посчастливилось получить такой разброс оценок и комментариев в последующие эпохи, как скромному флорентийскому секретарю правительства Медичи. <...> Для иезуитов он “соучастник дьявола в преступлениях», “писатель без чести и без веры, а “Государь”, по словам Бертрана Рассела, это “руководство для гангстеров” (ср. с оценкой Муссолини: vade mecum для государственных деятелей, – которую, может статься, молчаливо разделяют и другие главы государств). <...> В XX в., в связи с развитием натуралистической теории значения, эволюционной эпистемологии, когнитивной этологии высших приматов, теории социального поведения и формализма теории игр возникает все более растущее движение за интерпретацию и использование существующих философских категорий в новом неклассическом контексте обсуждения тех или иных проблем гносеологии и поведения человека. <...> До роста полевых исследований в 1950х и 1960х гг., исследователи уделяли мало внимания социальности и сфере социальной сложности у приматов. <...> Machiavellian intelligence: эпистемология обмана
137
стей в социальной конкуренции – животные не могут лгать, так как не
могут говорить. <...> Однако было обнаружено, что приматы часто полагаются
на поддержку других лиц в получении рангов в иерархии и иногда используют
такие тонкие социальные тактики, как «защищенная угроза»,
взаимное оказание помощи в соревнованиях, примирение после споров,
и даже обман3
. В 1988 г. вышла книга «Макиавеллианский интеллект»
Берна и Вайтена4 , которая сложила эти понятия вместе и сравнила их
с наиболее яркими доказательствами социальной сложности <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: