Пробл ема нового : фантастич еско е, эволюция и границы пр едставимого
В статье рассматривается соотношение фантастического как оно представле-
но в теории литературы и эволюции как она описывается в философских тракта-
тах. Автор анализирует соотношение механизмов или способов осуществления
фантастического, фиксируемых в системе художественной коммуникации, и
механизмов получения нового, работающих за пределами сугубо фикциональ-
ной, художественной среды, определяет специфику категории «новое» в свете
вопроса о самоопределении человека, о его свободе как целеполагании и целе-
реализации.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 8/2014
СКРИПТИЗАЦИЯ: ОТКРОВеНИе,
УКРЫВАНИе И ВМеНеНИе БЫТИЯ
Философская мысль:
рецепция и интерпретация
ПРОБЛеМА НОВОГО: ФАНТАСТИЧеСКОе, ЭВОЛЮЦИЯ
И ГРАНИЦЫ ПРеДСТАВИМОГО <...> А.Ю. НЕСТЕРОВ
Предметом обсуждения в настоящей статье является вопрос о
соотношении фантастического как оно известно теории литературы
и эволюции как она описывается в общеупотребительном ряду
философских трактатов. <...> Речь идет о соотношении механизмов или
способов осуществления фантастического, фиксируемых в системе
художественной коммуникации, и механизмов получения нового,
работающих за пределами сугубо фикциональной, художественной
среды. <...> В рамках сопоставительного анализа этих механизмов нас
будет интересовать содержательная специфика категории «новое»
в свете вопроса о самоопределении человека, его свободе как целеполагании
и целереализации. <...> Фантастическое
Вопрос о природе фантастического в теории литературы достаточно
хорошо изучен1
. Фантастическое определяется как «чудо»2
,
возникающее в структуре художественного коммуникативного акта, <...> Фантастическое, или «чудо» – это определенное
состояние коммуникативного акта, или, другими словами,
определенная коммуникативная ситуация, описываемая в терминах
логики как «автореферентное отрицание» и возникающая в том или
ином измерении семиозиса3
. Конкретные свойства этой ситуации
зависят от места в структуре коммуникативного акта, в котором она
возникает. <...> Количество и специфика мест в структуре коммуникативного
акта, в которых могут складываться те или иные ситуации, зависят
от теории или идеализации, посредством которой описывается коммуникативный
акт в целом и художественный коммуникативный
акт в частности. <...> В такой идеализации – три
слоя коммуникации, совпадающие с измерениями семиозиса: семантика,
синтаксис и прагматика. <...> Для текстов на формальных языках автореферентное
отрицание – это синтаксическая последовательность,
запрещающая <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: