ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И НАРРАТИВ В ФИЛОСОФИИ П. РИКЁРА
В статье анализируется взаимосвязь исторического опыта и повествования в
философии П. Рикёра. Показано, что исторический опыт предстает в его уче-
нии итогом бытия человека во времени, фиксируемым в форме наполненного
смыслом повествования, которое адресовано сообществу воспринимающих его
людей, ориентированных на понимание и деятельное изменение мира. В этой
перспективе Рикёр рассматривается как философ, предложивший на интердис-
циплинарной основе глубокое рассмотрение эпистемологической специфики
исторического повествования, продемонстрировав одновременно онтологию
обогащения смыслового содержания опыта в этом процессе.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 9/2014
Опыт философского осмысления
ИСТОРИЧеСКИЙ ОПЫТ И НАРРАТИВ
В ФИЛОСОФИИ П. <...> Б.Л. ГУБМАН
Тема изначальной историчности человеческого бытия в горизонте
времени, порождающего смысловую целостность опыта, несомненно
является центральной в герменевтической философии. <...> Рикёр закономерно
обращается к ее рассмотрению, следуя маршруту, намеченному
в произведениях Августина, М. Хайдеггера <...> Тотальность исторического опыта, явленная культурной традицией,
запечатленной в языке, в ее диахронном и синхронном измерениях,
служит, по Рикёру, тем фоном, на котором идет становление личностного
начала человеческого «Я» через многообразие форм его
самоописания, а также складываются разноуровневые интерсубъективные
связи. <...> Личностная рефлексивная идентичность, равно
как и обретение коллективной самотождественности, оказываются
невозможными без обращения к рассказу. <...> Историчность человеческого бытия: опыт и мимесис
Видение Рикёром проблемы исторического опыта, его непрестанного
смыслового развития и трансляции в контексте интерсубъективных
связей сопряжено с попыткой выявить укорененность
такового в онтологии человеческого существования во времени и
одновременно раскрыть способ его повествовательной фиксации. <...> Особенность
рикёровского герменевтического подхода к феномену исторического
опыта заключается в его видении как непрестанного восхождения по
ступеням понимания мира, выявляющего новые духовносмысловые
грани его целостности и событийно наполненных ситуаций. <...> Противостояние живого опыта существования во времени и дискурса,
запечатленного в рассказе, по Рикёру, отчетливо представлено
в сочинениях Августина и Аристотеля. <...> Проблема мимесиса – творческого подражания живому опыту,
ориентированного созданием интриги, направляющей оформление
содержания, находится в центре внимания «Поэтики» Аристотеля. <...> Мимесис, по Рикёру, нельзя отождествить просто с подражанием <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: