К ИСТОРИИ ПОНЯТИЯ «ВНУТРЕННИЙ ОПЫТ» Ж. БАТАЯ*
В статье рассматриваются теоретические источники идей Жоржа Батая через
призму эволюции одного из ключевых для его творчества понятий – «внутрен-
ний опыт». Это понятие Батай подвергает постоянной реинтерпретации на про-
тяжении всего своего творчества. Именно поэтому использование его в качестве
своего рода системы координат для определения места тех или иных тем в твор-
честве автора позволяет дать краткий, но информативный обзор влияния раз-
личных источников на мысль французского философа, выстроить хронологию
его собственной мысли, а также показать насколько продуктивен избранный им
мультидисциплинарный подход.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ФН – 9/2014
Опыт философского осмысления
К ИСТОРИИ ПОНЯТИЯ «ВНУТРеННИЙ ОПЫТ» Ж. <...> А.Ю. ШУТОВ
В предлагаемой статье осуществляется реконструкция теоретических
истоков концепции «внутреннего опыта» Жоржа Батая – одного
из наиболее значимых и цитируемых французских писателей и
философов XX в. <...> На становление его философского мировоззрения
в разные периоды творчества оказали влияние такие разноплановые
философские учения и авторы, как апофатическая теология христианских
мистиков, Г. Гегель, Ф. Ницше <...> Цель статьи состоит
в реконструкции общей картины генезиса Батая. <...> Данный аспект его творчества
представляется особенно интересным, посколько именно исключительная
мультидисциплинарность и умение сочетать казалось
бы абсолютно несовместимые дискурсивные поля в рамках одной
концепции сделали Батая одним из самых оригинальных мыслителей
своей эпохи. <...> Акцент анализа на понятии «внутренний опыт» обусловлен тем,
что оно является одним из немногих, к которым Батай неизменно
прибегает в работах разных лет. <...> Эволюция этого понятия в творчестве
Батая напрямую связана с влиянием, оказываемым на него отдельными
мыслителями в разные периоды творчества. <...> Негация и подлинное бытие
В своей работе «Внутренний опыт» Батай обращается к крупнейшим
христианским мистикам – последователям негативной теологии,
таким как Анжела из Фолиньо, Святая Тереза Авильская, Иоанн Креста
и ПсевдоДионисий Ареопагит. <...> Однако если опыт
на этом этапе для Батая является самоцелью, то для христианских
мистиков цель опыта как отрицания чувственности и рационального
познания состоит в единении с Богом. <...> Так, ПсевдоДионисий
говорит о богопознании через отказ от всякого знания и погружение
во мрак разума2
. Ему вторит Иоанн Креста, описывая мистический
опыт как трехчастную ночь (отказ от чувственных ощущений, опора
на иррациональную веру, стремление к трансцендентному Богу)3
.
Христианский мистик опустошает сосуд своей души, наполненной <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: