Символ ПЕЩЕРЫ в философии ДОМА ПЛАТОНА И ПАСТЕРНАКА
В статье раскрывается изменение социокультурного содержания понятия
«дом», его противоречивая эволюция от пещеры к современному коммуникацион-
ному дому. Цель – онтологически переосмыслить символ пещеры, созданный
Платоном. С этой же целью стихи Пастернака о доме интерпретируются фило-
софски, что позволяет противопоставить их символам Платона.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ФН – 10/2014
Философская мысль: рецепция и интерпретация
В ФИЛОСОФИИ ДОМА ПЛАТОНА И ПАСТеРНАКА
СИМВОЛ ПеЩеРЫ <...> В.П. КОЗыРЬКОВ
Посмотри-ка: ведь люди как бы находятся
в подземном жилище наподобие пещеры,
где во всю ее длину тянется широкий просвет. <...> Пастернак
Если бы Земля не имела естественно возникших разломов, расщелин
и различного рода выемок, а была плоской равниной, то
человеку было бы невозможно спрятаться от непогоды и хищников. <...> Эти естественно возникшие пространства укрытия от опасности,
соответствующие параметрам человека, стали первыми жилищами
в виде пещер, гротов и навесов1
. Так что жилище вначале было создано
самой природой, хотя человеку еще долго приходилось конкурировать
с хищниками за возможность обитать в пещерах. <...> И все же благодаря усилиям человека пещера стала тем
первым жилищем, которое до сих пор остается эталоном безопасного
пространства для всех живых существ. <...> А человек научился строить
даже целые пещерные города. <...> И чем дальше человечество уходит от пещерного века, когда
мерам2
пещера была главным жилищем, тем с большим интересом наука
обращается к исследованию роли пещер в становлении и развитии
человека и всей цивилизации. <...> Давно сложилась особая наука о подземном мире, спелеология,
открытия которой заставляют удивляться даже пресыщенных интеллектуалов3
.
Символ пещеры пронизывает всю мировую культуру. <...> Одновременно она стала критерием определения того, насколько далеко
ушел человек от своего первобытного состояния, изменяя характер
пещеры и свое отношение к ней4
. Обладая такой общекультурной
значимостью, пещера давно стала символом глубокого отношения
человека к миру, поэтому образ пещеры широко использовался в
философии и в поэзии. <...> Порфирия «О гроте нимф», в котором он, комментирует
образ пещеры у Гомера, Платона и других авторов и оценивает значение
пещер: «Ибо подобно тому, как храмы, статуи, жертвенники
посвящались олимпийским богам, очаги – божествам, живущим <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: