ПРЕПАРИРУЯ «ТЕЛО БЕЗ ОРГАНОВ»
Статья посвящена прояснению особенностей, исследованию развития и кри-
тическому разбору делёзо-гваттарианского концепта тела без органов. В ней рас-
сматриваются несколько последовательных этапов развития этого концепта. На
каждом этапе определяются основные аспекты видоизменения концепта и ука-
зывается общая направленность его трансформации.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ФН – 10/2014
Философская мысль: рецепция и интерпретация
ПРеПАРИРУЯ «ТеЛО БеЗ ОРГАНОВ» <...> А.С. ПЛАХОВ
Привнесенный в философию Жилем Делёзом и Феликсом Гваттари
концепт тела без органов (далее «ТБО») является достаточно сложной
философской конструкцией, обладающей собственной историей
развития, на всем протяжении которой он претерпевал значительные
трансформации. <...> Видоизменения данного концепта были обусловлены
специфическими задачами и общей направленностью той
философской стратегии, в которой он использовался. <...> В результате
рассматриваемый концепт стал достаточно пластичным, текучим,
ускользающим1
. Для лучшего понимания смысла ТБО следует попытаться
обозначить основные моменты трансмутаций концепта,
выделить конкретные формы, которые он принимал на той или иной
стадии своего развития. <...> Нужно произвести своеобразное «препарирование»
ТБО, осуществить его анализ, предполагающий характерную
классическую процедуру разъятия (выявления) основополагающих
элементов, что позволит понять его основные свойства, динамику и
общую направленность. <...> Вести из Родеза2
Такой анализ лучше всего начать с разбора самого первого появления
исследуемого концепта в книге Делёза «Логика смысла» (1969). <...> В
этом произведении ТБО вводится с отсылкой к стихам Антонена Арто,
откуда сам термин (а лучше сказать – метафорический образ) и был
заимствован. <...> Делёз изначально связывает ТБО с шизофреническим
опытом, в котором присутствуют: «Тело-решето, раздробленное тело
и разложившееся тело – три основных измерения шизофренического
тела»3
. Здесь происходит крушение поверхности – основной «области»,
на которой располагается смысл (в первую очередь, именно
языковой смысл). <...> Для шизофреника поверхность оказывается напрямую
привязанной к его телу, она как будто «прилипает» к его
коже. <...> Поэтому ее дробление и крушение приводят к тому, что смысл
«проваливается» внутрь тела, заставляя тем самым шизофреника
испытывать страдание <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: