О родовой природе человека *
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
К.Х. МОМДЖЯН
Темой нашей конференции является антропологический подход в
социальном познании, который стал следствием предметной переориентации
философии с безличных субстанций типа материи и духа, к
анализу человека и его места в мире. <...> Мы получили всплеск социально-философского номинализма,
утверждающего, что «армия – это всего лишь множественное
число от слова солдат», «общество – это множественное число от слова
человек» и т.д. <...> Вместе с тем несомненным плюсом антропологического поворота в
философии стала субстанциализация человека, понимание того факта,
что человек, будучи общественным существом, имеет некоторую надысторическую
сущность, которая не зависит от того, в какие конкретно
общественные отношения он встроен, какие конкретные социальные
роли он выполняет. <...> Именно этой проблеме родовой сущности человека, которая не
сводится к константам анатомии, физиологии и генетики и не выводится
из них, посвящено мое выступление. <...> Напротив, отсутствие
общечеловеческих ценностей могло бы превратить глобализацию
из объективно необходимой интеграции стран и народов в их
принудительную унификацию, обреченную в итоге на исторический
провал. <...> Чтобы решать эту проблему содержательно, а не на уровне политологических
дискуссий, мы должны рассмотреть родовую сущность
человека, которая включает в себя универсальные ценности, но не
сводится к ним. <...> Под родовой сущностью человека я понимаю систему универсальных нетелесных
и надтелесных свойств, определяющих образ жизни «человека
вообще», независимо от этнических, конфессиональных, профессиональных,
статусных и прочих различий между людьми. <...> * Работа подготовлена в рамках проекта Российского гуманитарного научного
фонда (РГНФ) «Междисциплинарные основания социальной теории: информационные,
системно-теоретические и этно-антропологические подходы к
изучению общества», грант 14-03-00796. <...> 142
Науки о человеке
Конечно же, сущность человека не сводится <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: