ТЕОРИИ СИСТЕМ И ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТРАНСАКЦИИ В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ А.А. БОГДАНОВА*
Статья рассматривает важнейший труд русского ученого и теоретика си-
стем А.А. Богданова «Тектология. Всеобщая организационная наука». Понятия,
сформулированные Богдановым в 20-е гг. XX в., анализируются с позиций со-
временных достижений системного кибернетического подхода. Показано, что
новаторские идеи Богданова позволили ему выделить процесс «эмерджентой
трансакции» в качестве ключевого момента в понимании активностей сложных
систем; здесь он выходит далеко за рамки классического понимания взаимодей-
ствия элементов, которое продолжало господствовать в трудах по теории систем
на протяжении всего XX в.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 12/2014 Философская мысль: рецепция и интерпретация ТеОРИИ СИСТеМ И ЭВОЛЮЦИОННЫе ТРАНСАКЦИИ В КОНТеКСТе УЧеНИЯ А.А. <...> Organizzazione, complessità e approccio sistemico nel pensiero di Aleksandr Bogdanov. <...> Наука – это прежде всего классификация3
51
. Но даже если не брать
в расчет методологические вопросы, все прочнее становится представление
о том, что движение науки в означенном направлении
требует прежде всего формирования новой социальной модели научных
исследований, где отдельный эксперимент или отдельная
научная интуиция включались бы в коммуникативно насыщенный
контекст взаимных обменов. <...> Если говорить о компаративных и междисциплинарных
исследованиях сложного поведения эволюцинирующих систем в контексте
их взаимосвязи с окружающей средой, то, без сомнения, одна
из начальных стадий развития этих исследований была инициирована
работами Людвига фон Берталанфи по построению так называемой
«Общей теории систем» <…> <...> В России своеобразие исторических и политических условий, продиктованных
общим духом культуры той эпохи, благоприятствовало
возникновению теории систем, в значительной мере сходной с упомянутой
концепцией Берталанфи. <...> Маха, Бог
52
Философская мысль: рецепция и интерпретация
данов стал оппонентом диалектического материализма. <...> Идея принятия концепции монизма
в качестве всеобщего принципа сопровождалась отказом от метода
научной специализации, который порицался Богдановым за то, что
он содержал в себе условия, «тормозящие» прогресс знания7
. В частности,
Богданов утверждал, что научная специализация может породить
расхождение в методах, которое со временем способно привести
к такой изоляции дисциплин друг от друга, что между ними уже не
будет возможен конструктивный диалог. <...> Характеристики, данные Куном
научным революциям на стадии смены одной парадигмы другой, поразительно
схожи с большей частью рассуждений Богданова, которые
мы находим в разделе «Тектологии», посвященном организационному <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: