ГЛОБАЛЬНЫЙ МОДЕРН, ПОСТМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПЕРИФЕРИЙНЫЙ КАПИТАЛИЗМ В РОССИИ
В статье рассматриваются причины и последствия движения
развитых модерных обществ к постматериальным ценностям, фиксируемого
глобальными социологическими исследованиями. Анализируются возможности
и ограничительные факторы глобального распространения постматериальных
ценностей, связанные с центр-периферийной структурой капиталистической
миросистемы. Показано, что несмотря на релевантную взаимосвязь успешного
развития и укрепления постматериальных ценностей в условиях глобального
(позднего, космополитического) Модерна, переход к этим ценностям является
скорее шансом (возможностью) для каждого конкретного общества, чем всеобщей
исторической закономерностью. В частности, на примере постсоветской России
показаны причины долгосрочной устойчивости навязанного элитами обществу
антимодерного консенсуса, препятствующего подобному переходу.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
DOI: 10.17976/jpps/2014.01.06
ГЛОБАЛЬНЫЙ МОДЕРН,
ПОСТМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
И ПЕРИФЕРИЙНЫЙ КАПИТАЛИЗМ В РОССИИ1 <...> В статье рассматриваются причины и последствия движения
развитых модерных обществ к постматериальным ценностям, фиксируемого
глобальными социологическими исследованиями. <...> Анализируются возможности
и ограничительные факторы глобального распространения постматериальных
ценностей, связанные с центр-периферийной структурой капиталистической
миросистемы. <...> В частности, на примере постсоветской России
показаны причины долгосрочной устойчивости навязанного элитами обществу
антимодерного консенсуса, препятствующего подобному переходу. <...> ЦЕННОСТНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА МОДЕРНА
В каждом обществе существует исторически подвижное ценностно-функциональное
соответствие (ядро), способное удерживать общество от распада. <...> В домодерных обществах ценностный порядок
организуется в мифической и религиозной формах. <...> Традиция в основе морали
домодерных обществ не предполагает критической рефлексии. <...> В обществе Модерна центральная ценностная система общества организуется
великими идеологиями и утопиями, часто интерпретируемыми как
МАРТЬЯНОВ Виктор Сергеевич, кандидат политических наук, доцент, ученый секретарь Института
философии и права УрО РАН. <...> Либеральный
консенсус выступает доминирующим способом ценностно-институционального
сцепления капитализма и нивелирующего его издержки социально-политического
порядка. <...> Массовая рефлексия социальных ценностей
оказывается возможной лишь в классовом обществе с развитой автономией
самореферентных подсистем (экономика, политика, право, мораль, образование
и т.д.), когда дифференциация и конфликт социальных интересов
становятся нормой, а вневластные социальные слои получают право на публичную
артикуляцию и защиту своих интересов. <...> Модерные ценности с невиданной
для домодерных обществ интенсивностью претендуют на статус
всеобщих, универсальных <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: