РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Грани/1952/№ 15/

Старость Шекспира

В статье рассматривается творчество Шекспира

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
В, Вейдле Старость Шекспира Стариком, в настоящем смысле слова, Шекспиру стать не довелось. <...> Он не погиб в молодые годы, как сверстник его Марлоу, как многие другие его сверстники, как Шелли или Ките; не оборвалась его жизнь и на той условной середине жизненного пути, на которой закончилась она для столь многих творческих людей — между тридцатью пятью и тридцатью семью 'годами, <...> т. е. в годы, когда свершился в нем таинственный душевный перелом, когда слагал он сонеты, когда не написаны были еще величайшие - его творения. <...> Но если не суждено ему было умереть в возрасте Рафаэля, Моцарта и Пушкина, то не дожил он и до глубокой старости Микель-Аиджело, Баха или Гете. <...> Он умер, утомленный беспокойным актерским ремеслом, как Мольер, многолетним напряжением творческих сил. как Бальзак, как и они, едва перевалив за пятьдесят, если не на половину, то все же на четверть сократив среднее число лет, Писанием отпущенное человеку. <...> Жуткими кажутся эти олова, когда думаешь о применении их к русской, например, литературе, где было столько ранних и насильственных смертей, и спрашиваешь себя: да не бессовестно ли вообще утверждать «закономерность» гибели поэта, убитого, как Лермонтов, в лвадце-ть шесть лет, или, как Чаттертон, отравившегося в восемнадцать. <...> Не всякий умирает «своей» смертью (хотя «своей» бывает и насильственная смерть), но, повидимому, чем напряженнее духовная жизнь данного лица, тем верней она оберегает его судьбу от случайностей, которых вполн е избежать в условиях земного бытия никто не властен. <...> Таланты, обреченные на раннюю смерть, развиваются быстрее, чем те, которым торопиться незачем. <...> Та восходящая спиральная кривая, какую описывает в своем развитии каждая творческая личность, различествует для долгой и короткой жизни не своей формой, а лишь своей длиной. <...> Последние квартеты Бетховена, когда ему было пятьдесят шесть лет, — столь же характерно поздни е творения искусства, как последние картины Тициана <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: