РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Грани/1995/№ 175/

Теорема Архилоха

размышления об искусстве и литературе

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
В целом, тут неизбежно встает проблема Взаимоотношения искусства с религией, осложненная множеством недоразумений, которые, в частности, приводят уже к религиозному суду над вещами искусства - занятию часто рискованному и почти всегда бесполезному. <...> Напротив, эстетическая вещь в собственном 279 смысле этого понятия находит свое оправдание и завершение именно в себе же, возвращаясь к своей самости как своей подлинной цели. <...> Дело в том, что эстетический пласт, хотя и наличествует во всякой религиозной практике, сам по себе самостоятельного значения не имеет. <...> Эстетика религиозной жизни не обращена на себя, она одна из лестниц восхождения к Божеству, Известно, как опасно заглядываться на ступеньки: неровен час, шею свернешь. <...> Отсюда понятно, что художественный слой церковного быта должен находиться под неусыпным оком канонического сознания, дабы он не прельстил собой паствы, из чего вовсе не следует, что в религиозной эстетике не может быть смены стилей. <...> Религиозный смысл лепоты, той самой, что поразила посланцев Владимира, в том, что она является небом, почти раем, о чем те прямо и говорили, но только не самостийной красотой, с какой мы привыкли иметь дело. <...> То, что в католичестве и православии такая исключительная эстетическая наполненность, свидетельствует об их вселенском характере - когда охватывалось всё мироздание без изъятия, когда внешним (кроме-шным) Во времена религиозного расцвета ничего светского 280 оставался только ад. в абсолютном смысле не было, - было только иерархическое убывание церковного света. <...> Подлинно светскую стихию в христианский мир принесло индивидуалистическое сознание, о чем многажды говорилось в связи с Возрождением. <...> Светская стихия и в церковной эстетике начинает брать верх. <...> Нам в наших посильных размышлениях важно понять, что красота в религиозной жизни прежде всего жертва Богу, а не та богиня, что царствует в светской эстетике. <...> Свободное художественное творчество <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: