РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Грани/1993/№ 168/
В наличии за
80 руб.
Купить
Облако ключевых слов*
* - вычисляется автоматически
Недавно смотрели:

От тоталитаризма к лжесимфонии

статья

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
КУЛЬТУРА Валерий СЕНДЕРОВ От тоталитаризма к лжесимфонии Когда народ освобождается от мучительного долгого плена, воспоминания о духовном прошлом важней, чем в любой иной период его истории. <...> Двух месяцев не прошло после августовских событий, а споры о роли Церкви успели уже основательно ожесточиться. <...> Левые демократы предупреждают "об опасностях воскрешения царистских символов", консервативная, национально мыслящая интеллигенция говорит о совместимости свободы совести и участия Церкви в жизни общест248 ва. <...> Однако даже на нем трудно объяснить тревогу и недоверие к религии - в самом деле, кого, кроме "добровольцев", могут затронуть в наше время религиозные вопросы? <...> Но и опасения оппонентов не до конца понятны: надо ли отстаивать в нетоталитарном обществе право Церкви быть одной из общественных организаций? <...> Не внешние формы государственной религии (столь же невозродимой, как самодержавие прошлых веков): страх и надежду возбуждают сокровенные, органические связи Церкви - общества - государства. <...> Но в то время диалогообразные монологи прогрессистов и охранителей были проекцией на газетную плоскость идей иной размерности: проблем византизма, в особенности, главной из них - идеи симфонии Церкви и государства. <...> Самодержавие вместе с православием получила Россия от Византии... на востоке государство претворяло в себя, поглощало Церковь, римский кесарь делался христианским первосвященником, главою церкви, «крайним судиею дел церковных», по выражению Петра Великого в Духовном Регламенте Св. <...> САМОДЕРЖЕЦ входит в титул одновременно с ЦАРЕМ, а этот последний термин был знаком того, что московский государь уже не признавал себя данником татарского хана... <...> Значит, словом САМОДЕРЖЕЦ характеризовали не внутренние политические отношения, а внешнее положение московского государя: под ним понимали правителя, не зависящего от посторонней, чуждой власти, самостоятельного; самодержцу противополагали то, что <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: