Хождение по мукам (Опыт медленного чтения)
Статья посвящена творчеству Ф. М. Достоевского, его произведению "Преступление и наказание"
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Литературная критика
Георгий Мейер
Хождение по мукам
(Опыт медленного чтения)
Совершал злое делю, человек оскорбляет мать землю, нас всех породившую. <...> Оттого-то, прежде чем каяться в преступлении перед людьми,
прежде чем пойти и, хотя бы нераскаянно донести на себя официальным
властям, надо преступнику просить прощение у нашей общей
родительницы. <...> Когда Раскольников признается Соне в убийстве
и спрашивает «с безобразно искаженным от отчаяния лицом»: «Ну, что
же теперь делать?», то она, обычно тикая, пр!иниженная, вскакивает в
ответ с места и, вдруг сверкнув глазами, призывает его как власть имущая
встать на перекрестке, поклониться, поцеловать землю, которую
он осквернил, и потом уже покаяться перед всеми. <...> Да, Соня отвечает
Раскольникову как власть имущая, опираясь на внутреннее священное
право, ей данное. <...> Злодеянием мы уродуем лицо земли, мы искажаем
страданьем и ужасом ее Богом сотворенный лик. <...> Пролив кровь, к тому же
еще женскую кровь, Раскольников роковым образом попадает в заклятый
круг, он оказывается окруженным падшими женщинами, его
обволакивает, как липкой паутиной, злая сущность проституции. <...> Он
злодеянием лишний раз помог ее проявлению в жизни. <...> Одно из этих мученических отражений — Соня Мармеладова. <...> Она пала жертвенно, но все же пала, и в ее падении больше всех виноваты
люди, подобные Раскольникову, рассылавшему, лежа в гробной
каморке, злые флюиды по лицу земли. <...> Еще и еще раз повторяю: мир
для Достоевского не только трехмерен, но и трехлланен, и в силу того,
«Хомодеиие по мукам» — третья часть труда Г. MJeueipa о творчесглве Ф. М.
Досггоерского. <...> ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ
171
что все три плана находятся между собою в непрестанном общении,
они вполне реально раскрывают свои тайны создателю Преступления
и наказания». <...> В вещих снах, в припадках эпилепсии, в стоянии у
1Смертного столба, на каторжных нарах в бессонные ночи, в -саване, надетом
на него и Богом и людьми, познавал Достоевский мистическое
тело вселенной <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: