Силуэты русских мыслителей: М.А. Бакунин, Лев Шестов
В статье рассказывается о русских мыслителях - западнике Михаиле Александровиче Бакунине и религиозном философе Льве Шестове
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Он родился в настоящем с дворянском гнезде», был высококультурным
русским барином, переживал период экзальтированной
религиозности, но кончил свою жизнь в швейцарской больнице
для чернорабочих: в жертву делу всемирной революции он принес
и личную популярность и свой несомненный философский
дарВ
ранней молодости, еще будучи офицером, он прошел через
увлечение немецкой идеалистической философией, сначала —
Фихте, затем — Гегелем. <...> «Цель жизни — Бог,
но не тот Бог, которому молятся в церкви, а тот, который живет в
человечестве», писал он в период своего увлечения Фихте. <...> От
увлечения Фихте Бакунин вскоре переходит к увлечению
Гегелем. <...> Ему казалось тогда, что он обрел
абсолютную истину, с Мое личное «я» обрело абсолют», писал он,
'моя жизнь должна слиться с жизнью абсолютной». <...> «Жизнь полна ужасных
противоречий»,
писал тогда он, «но ока всё же прекрасна, полна мистического
святого значения». <...> И в своих письмах он не устает говорить
о «святой необходимости», которая господствует в мире. <...> Кстати
сказать, это был именно Бакунин, который внушил тогда Белинскому
мысль о «святой необходимости», оправдывающей даже
самые темные периоды истории, и Белинский под влиянием Бакунина
написал свою знаменитую статью «Бородинская годовщина»,
где он оправдывал реакцию Николая Первого. <...> Как известно, левый лагерь гегельянцев делал
из философии своего учителя революционные выводы. <...> Бакунин,
который, по его позднейшему признанию, всегда «искал Бога в
революции»,
склонился под влиянием Руге к такому не-ортодоксальному
пониманию учения Гегеля. <...> Если в начале своего увлечения
Гегелем он придавал главное значение синтезу, то теперь
он начинает считать синтез только заданием и подчеркивает момент
отрицания, «антитезиса»
1
) . <...> В 1842
году он пишет нашумевшую статью «Реакция в Германии», под
псевдонимом «Жюль Элизар», где он впервые высказывает свое
новое «отрицательное» кредо и где, между прочим, содержится
облетевшая весь <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: