РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия/2014/№ 3/
В наличии за
60 руб.
Купить
Облако ключевых слов*
* - вычисляется автоматически
Недавно смотрели:

Принцип "свободы от оценки" М. Вебера и его роль в социальном познании

Статья посвящена проблеме соотношения истины и ценностей в социальном познании. Ценности трактуются как мотивационные предпочтения субъекта, связанные с выбором конечных целей существования в мире. Автор исходит из убеждения о том, что суждения ценности не поддаются гносеологической проверке на истинность и ложность и потому не должны использоваться наукой. Вместе с тем автор различает суждения ценности и суждения значимости - особый тип оценок, который может и должна использовать наука.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ВЕБЕРА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ** Статья посвящена проблеме соотношения истин и ценностей в социальном познании. <...> Ценности трактуются как мотивационные предпочтения субъекта, связанные с выбором конечных целей существования в мире. <...> Автор исходит из убеждения в том, что суждения ценности не поддаются гносеологической проверке на истинность и ложность и потому не должны использоваться наукой. <...> Вместе с тем автор различает суждения ценности и суждения значимости — особый тип оценок, который может и должна использовать наука. <...> Рассуждая о соотношении истин и ценностей в социальном познании, я буду отталкиваться от методологического принципа, который Макс Вебер называл «свободой от оценки» и рекомендовал применять во всех социальных и гуманитарных науках. <...> В его основе лежит давняя идея, которую принято называть «принципом Юма» или «гильоти Момджян Карен Хачикович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии философского факультета МГУ имени <...> Согласно английскому философу, мы обязаны различать суждения факта, проверяемые на истинность (дескриптивные суждения), и суждения долга (прескриптивные суждения), имеющие статус внеистинностных утверждений. <...> Невозможно, считал Юм, делать из дескриптивных суждений прескриптивные выводы, <...> Развивая принцип Юма в гносеологическом ключе, Макс Вебер считал необходимым избавить науку от оценочных суждений, поскольку любая наука (в том числе и общественная) — это попытка человека понять мир в собственной логике его бытия, которая дана субъекту познания феноменально и тем не менее принудительно, поскольку не зависит от его ценностных предпочтений познающего субъекта [М. <...> Задача ученого — понять ее собственный «голос» и растолковать его так, чтобы верность объяснения подтверждалась согласием разума с опытом и с самим собой. <...> Тем не менее Макс Вебер был убежден, что и в тех случаях, когда объект познания не обладает <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: