О ценностях, оценках, истине и науке
В статье обосновывается тезис о том, что понятия истины и заблуждения полностью применимы к оценкам. Истинные оценки являются необходимым компонентом теорий общественных наук.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Ю.И. Семёнов*
О ЦЕННОСТЯХ, ОЦЕНКАХ, ИСТИНЕ И НАУКЕ**
В статье обосновывается, что понятия истины и заблуждения полностью
применимы к оценкам. <...> Истинные оценки являются необходимым
компонентом теорий общественных наук. <...> Кроме научного познания природы существует и обыденное,
житейское. <...> Это обусловлено качественным
различием между житейским знанием и научным знанием
о природе. <...> Научное знание в своем завершенном виде есть знание сущности,
знание эссенциальное. <...> В отношении всего
человеческого познания в целом стоит проблема отношения объективности
и субъективизма. <...> Объективность — это прежде всего существование вне и независимо
от сознания. <...> Противоположностью данного смысла слова «объективность»
является значение слова «субъективизм». <...> В таком случае принято говорить о партийности. <...> О силе партийности писал в свое время еще Т. <...> Стало ясно,
что если можно говорить о партийности науки, то лишь о партийности
общественных наук. <...> Знание о природе существует в двух видах: житейское, которое
является феноменальным, и научное, эссенциальное, теоретическое. <...> В первобытном обществе кроме житейского знания о природе
существовало и такое же знание об обществе. <...> Но если житейское
знание о природе является единственным видом феноменального
знания о ней, то иначе обстоит дело в области знания об обществе. <...> Там с переходом от первобытного общества к цивилизованному
возник еще один вид феноменального знания об обществе. <...> Научное познание, или исследование, есть особый самостоятельный
вид деятельности, которым занимаются профессионалы. <...> Любая концепция, как научная, так и ненаучная (даже антинаучная),
находится за пределами житейского знания. <...> Феноменальное
знание не может быть теоретическим, но может быть
концепционным. <...> С возникновением цивилизованного общества возник такой
вид феноменального социального знания, который принято именовать
идеологией. <...> Она прежде всего
выражается в определенной программе, причем не <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: