Этическое измерение музыкального звука в античной философии
В статье рассмотрены подходы к трактовке этической природы музыкальных ладов в античной философии, в частности в философских системах Платона и Аристотеля.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
А.Г. Богомолов*
ЭТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА
В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Этическая природа музыкальных ладов является одной из центральных
тем античной науки о музыке. <...> Музыка как аудиальная данность для
древнего грека выступает как нераздельная цельность звука и текста, характера
и смысла. <...> Такое осмысление музыкального
звука предпринимается еще в рамках пифагорейской школы, но наиболее
полно раскрывается у Платона и Аристотеля. <...> В статье рассматриваются
подходы к данной проблеме в философских системах Платона и
Аристотеля. <...> начинает свой трактат «Compendium Musicae»
с утверждения: «…цель музыки заключается в том, чтобы услаждать
и пробуждать в нас различные аффекты» [Descartes, 1908, <...> Несмотря на название трактата, находящегося во многом
в русле средневековой традиции, Декарт внес очевидные коррективы
в схоластический дискурс о музыке. <...> Французского философа
в первую очередь интересует тема человеческих страстей, а также
производящих и упорядочивающих их механизмов. <...> Преимущественно
в этом контексте разворачивается разговор о музыке
в трактате как об эффективном инструменте «запуска» эмоцио
Богомолов Андрей Георгиевич — кандидат философских наук, ассистент кафедры
истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,
тел. <...> Он скорее несколько иначе взглянул на проблему,
иначе расставил акценты, уже первой фразой трактата определив
главную тему, «цель» музыки. <...> Даже после
эстетической революции, осуществленной деятельностью представителей
так называемой нововенской композиторской школы3,
сформулированная Декартом позиция не потеряла своего значения. <...> Французский философ и историк Ипполит Тэн
(1828–1893) в работе «Философия искусства» пишет: «Помимо своих
математических свойств звук подобен ведь крику, и вследствие
этого он прямо выражает с неподражаемой точностью, нежностью
и силой страдание, радость, гнев, негодование — все движения,
все волнения живого чувствующего <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: