Средневековая восточнохристианская культура и искусство в исследовании некоторых советских авторов
Статья посвящена вышедшему в 1975 году сборнику "Древнерусское искусство. Зарубежные связи", где рассматривалось изучение древнерусского искусства в аспекте его связей с духовной культурой и искусством Византии.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Библиография
Средневековая восточнохристианская
культура и искусство в исследовании
некоторых советских авторов
Прежде чем приступить к рассмотрению вышедшего в 1975
году в Москве сборника «Древнерусское искусство. <...> Зарубежные
связи», следует сказать, что за последние годы в официальной искусствоведческой
литературе в СССР наметилось невозможное
ранее изучение древнерусского искусства, особенно в аспекте его
связей с духовной культурой и искусством Византии. <...> Серьезные и совестливые авторы пытаются исходить в своих
толкованиях средневекового искусства из более или менее цельного
представления о культуре, впервые за многие годы фиксируя свое
исследовательское внимание на подлинной религиозно-философской
проблематике Средневековья. <...> При этом поясним, что сама по себе обращенность
к такому изучению культуры, которое включало бы религиозную
проблематику, еще не устанавливает в корне изменившегося
отношения в сторону адекватного понимания минувшей
духовной культуры; ведь религиозность сознания рассматривается
зачастую лишь как один из факторов средневековой культуры, и
лаже тогда, когда духовность православного толка в фокусе авторских
рассуждений, анализ искусства, взятый сам по себе, секуляризуется
и определяется в новейших понятиях и терминах. <...> Добавим еше, что бесспорной
заслугой сборника, включающего двадцать пять статей по
восточнохристианскому средневековому искусству, является то, что
практически ни в одной из них не применяется ходовое советское
сведение всей суммы культурных явлений эпохи к однозначному
выводу о смене исторических формаций по Марксу, как и не дедуцируется
эта сумма явлений из той же марксистской схемы. <...> 280
ГРАНИ
ственно и то, что отдельно взятый исторический факт всё меньше
интересует сегодня историка искусства, а — лишь в контексте духовности
изучаемой культуры; мыслительная техника его, нередко
оперируя метаисторическнми фактами, обнаруживает <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: