Вопреки "установкам" и схемам. К столетию со дня смерти М.П. Мусоргского
Статья, написаная к столетию со дня смерти М. П. Мусоргского, посвящена биографии и творчеству композитора.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ИСКУССТВО
Александра ОРЛОВА, Мария ШНЕЕРСОН
Вопреки «установкам» и схемам
К столетию со дня смерти М. П. Мусоргского
В советской науке прочно утвердился некий стереотип,
в соответствии с которым великие деятели
искусства становятся безликими, как штампованные
детали, сошедшие с одного конвейера. <...> Не избежал подобной участи и стал похож на
„воробья" великий композитор земли русской
Модест Петрович Мусоргский. <...> Труден был жизненный и творческий путь композитора. <...> Огромную роль сыграло и исполнение Шаляпиным
произведений Мусоргского, в особенности
партии Бориса в опере „Борис Годунов". <...> Дело не только в том, что искажался его облик,
но и произведения композитора в подлинном виде
известны далеко немногим (так, например, в
московском Большом театре до сих пор опера
„Борис Годунов" исполняется в редакции Римского-Корсакова). <...> В СССР трактовка Мусоргского установилась
со времен пресловутого РАМПа, деятели которого
были яростными приверженцами классового „пролетарского"
искусства и в качестве „своих" признавали
лишь Бетховена (также односторонне толковавшегося)
да творца „Бориса Годунова". <...> С
тех пор в советском музыкознании прочно утвер278
дался некий иконописный образ Мусоргского,
далекий от подлинного облика великого композитора. <...> „По Пушкину и Карамзину"
Упрощенный и предвзятый подход определяет
и трактовку оперы „Борис Годунов". <...> Для
того, чтобы глубже проникнуть в художественный
мир Мусоргского, воплощенный в словах
и звуках его оперы, необходимо тщательно изучить
не только музыку и либретто, но и те источники,
из которых композитор черпал факты, образы,
мысли. <...> Даже пушкинский „Борис Годунов" подвергся
настолько радикальной переработке, что либретто
оперы может в значительной мере считаться созданием
композитора, для которого текст трагедии
послужил лишь основой, и притом не единственной. <...> И никогда не принимается всерьез другой источник
— „История Государства Российского"
Карамзина <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: