О документальной прозе в СССР
Статья раскрывает особенности литературного процесса в СССР на примере документальной прозы.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
О ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ
ПРОЗЕ В СССР
«Воспаленной губой припади и попей
из реки по имени — «Факт»... <...> «Хорошо»
В последние годы, как в советской печати, так и
в публичных выступлениях литчиновников, регулярно
отмечался небывалый рост документальной литературы. <...> Некоторые критики заговорили даже о «документальном
взрыве», определив тяготение к документализму
как характерную черту современного литературного
процесса в СССР. <...> Социологические исследования
и подсчеты свидетельствуют о том, что документальные
произведения пользуются большим успехом, нежели
традиционная беллетристика. <...> Иногда даже только
формальная ссылка на документальный характер
произведения вызывает усиленный интерес и повышенный
читательский спрос. <...> Именно тогда обострился
интерес к сведениям подлинным и объективным,
к достоверному факту и документу, а пережитые
в недавнем прошлом ужасы и трагедии усилили тягу
186
ГРАНИ
к правдивому, документальному воспроизведению памятных
событий. <...> Произошла
трансформация многих литературно-художественных
жанров, началась массовая мимикрия беллетристики
«под документ». <...> Документальность подчеркивалась
введением в художественную ткань произведений всевозможных
воззваний, приказов, телеграмм, газетных
материалов, протоколов заседаний и т. д. <...> Этой исторической аналогией можно объяснить,
187
ГРАНИ
почему гальванизированный жанр документализма и
на этот раз столь быстро отошел от подлинной
«правды факта», которая зачастую вступала в противоречие
с заданностью схемы и партийным заказом. <...> Что ж, «тем хуже для фактов!» — и начался возврат
к догматическому, по заданным прописям, толкованию
событий, к пересмотру известных исторических
фактов и даже к их препарированию. <...> Несколько лет назад казанский критик Рафаэль
Мустафин опубликовал полученное им письмо от работницы
местного завода, Галины Гриценко, которая
недоумевала:
«... <...> Как-то
у нас на заводе возник спор: может ли писатель в документальном <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: