О русском марксизме. К статье А. Авторханова "У истоков ленинской деспотии"
Статья написана к статье А. Авторханова "У истоков ленинской деспотии" и посвящена марксизму и политическим задачам повседневной борьбы рабочего класса за улучшение его жизни.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
,,У истоков ленинской
деспотии ")
В помещенной выше небольшой исторической статье, известный
историк коммунистической партии и непревзойденный
знаток механизма партократии А.А. Авторханов фокусирует
внимание на „болевой точке" пересечения трех направлений
общественной мысли и политической активности, какими были
в России в десятилетие, предшествовавшее событиям 1905
года, экономизм, либерализм и марксизм. <...> Середина 90-х годов прошлого века - это кульминационный
пункт в распространении марксистских идей в России. <...> Еще в начале 90-х годов марксизм не находил себе пристанища
в прогрессивных русских журналах, со страниц которых он
подвергался нападкам. <...> Почти
все до iex пор отличавшиеся своим относительно либерально-демократическим
духом издания - „Новое Слово", „Русская
Мысль", „Мир Божий", „Жизнь", „Начало" и др. - открывают
свои страницы статьям, работам и книгам легальных
марксистов. <...> Почти та же тенденция быстрого расползания
марксизма проявилась и в нелегальной печати. <...> Естественно, вставал вопрос: что позволяло демократии -
буржуазной и интеллигентской, - ощущавшей в то время
контраст между пролетарским движением и собственным бессилием,
не видеть, не чувствовать до поры до времени неудобство
гегемонии марксизма и не искать самостоятельных путей? <...> Потресов ответил на
этот вопрос через полтора десятка лет так:
„Без всякого сомнения: элементарность легального марксизма
(достаточно сравнить уровень хотя бы ленинских статей
того периода с трудами руководителей группы „Освобождение
труда". <...> Но этот в то
время признанный тезис еще не получил своей конкретизации
и не возбуждал - пока что - дальнейших программных и организационных
вопросов; не возбуждал потому, что эта „идеализация"
пролетариата, облаченная в марксистскую идеологию,
отражала лишь элементарный процесс пробуждения рабочего
класса да еще неопределенное брожение в среде демократиче296
ской интеллигенции, для своего выражения еще <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: