Экзистенциализм?... мимо
Статья посвящена русскому экзистенциализму, русской интеллигенции и отношении ее к народу, а также философии модернизации общества.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Публицистика
Борис ИВАНОВ
Экзистенциализм?., мимо
Среди тех, кто сегодня свободно философствует,
существует мнение (на этот вопрос часто отвечают
утвердительно), что история русской философии
— история рефлексии
на западную
мысль. <...> Это мнение и определяет основные темы
размышления на проблему — русская мысль и экзистенциализм. <...> Скажем так: в то время
когда в России продолжали усваивать Канта, Гегель
уже написал свои основные работы и, в принципе,
его система уже входила в ориентацию русского
мыслителя (Г. Померанц заметил, что Россия
в один исторический период переживает
несколько
европейских). <...> Иначе говоря, его
мысль направлена в сторону цельности; отсюда, на
мой взгляд, сквозная для русской философии идея
„цельного знания" — идея, которая абстрагирована
от конкретного культурно-исторического процесса
Европы, но имманентна русской философской
мысли. <...> Философская
рефлексия на продукт инобытной культуры, напротив,
развертывается ка к подмена предмета
мышления. <...> Отсюда следует — первое: терминологическая
структура сохраняется лишь в качестве формальной,
без какой-либо коррелятивной ответственности
перед предметом мысли. <...> Второе:
предмет собственно русской мысли выводится за
пределы философской концепции, философской
„схваченности" („Умом Россию не понять... <...> ) — так возникает специфическая полярность...
следует подчеркнуть, специфическая,
186
вну
три русского типа философствования, неадекватности
философской концепционности и правдоискательства. <...> Об этой деструктивное
свидетельствуют: терминологическая
шаткость русской мысли, отсутствие научнофилософской
методологии, употребление в качестве
финальных таких понятий, которые в истории
западной мысли служат исходными представлениями. <...> Ситуационные и психологические злободневные
регалии обретают значение подлинных дефиниций
в русском типе философствования. <...> Поэтому Западу неинтересны
формальные построения русских мыслителей, ориентированных <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: