Идеология и формализм. К вопросу об идеализме Ф. М. Достоевского
Статья посвящена творчеству Федора Михайловича Достоевского, рассмотрена теория М. М. Бахтина о полифоничности романов Достоевского, на примере героев произведения "Преступление и наказание".
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Идеология и формализм
К вопросу об идеализме Ф. М. Достоевского
Не разрешим ли мы загадку стиля, если термином
„культура" обозначим степень богатства идеологии? <...> С этой точки зрения мы попытаемся проанализировать
знаменитую теорию М. М. Бахтина о полифоничности
романов Достоевского*. <...> Бахтин хочет расшифровать стиль Достоевского,
не воспринимая таковой как метафизическую „возгонку"
именно авторской идеологии; в этом стремлении
— разгадка самой идеологии Бахтина, ее
собственная метафизическая сущность. <...> * Все цитаты, приводимые в данной работе, берутся из
книги: М. Бахтин <...> Мир Достоевского мыслится критиком по
принципу социалистической анархии, когда человек
бунтует против Бога, против Творца, когда он восстает
против своей природы вместо того, чтобы
удовлетворять ей, организуя собственную жизнь. <...> И герой, ставший первичным по отношению к произносимому
им слову, утратил духовность, утратил
философско-метафизическую свою ценность, а отсюда
— метаморфоза героя, констатируемая (а точнее—постулируемая)
Бахтиным:
„Главные герои Достоевского действительно в самом
творческом замысле художника н е тольк о объек -
ты авторског о слова , н о и субъект ы
собственного , непосредственн о значаще -
г о слова "
(7—8)
.
Можно быть объекто м собственного слова,
но быть его субъекто м значит ничем от него
не отличаться, полностью с ним совпадать. <...> Герой Достоевского борется с искушением мыслить
себя первым , идеальным, с искушением
сознавать себя не объектом божественного видения,
а наоборот — видеть Бога объектом собственного
„творческого" созерцания, в результате которого
греховностью героя наполнился бы мир, перед
ним простирающийся. <...> И как,
посягнув на Бога, переродился (Родион — заново
родившийся) герой Достоевского, так переродился
и герой Бахтина, избавленный от своего автора. <...> Важно не забывать, что личность в трактовке
Бахтина есть чистое сознание, его солипсическая
реальность. <...> Бахтин не
122
заметил: место <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: