Эмиграция - не партия
Опубликован ответ на письмо Шатуновской Н. по поводу публикации рассказов Солоухина В в журнале "Грани". Редакция считает, каждый писатель, стремящийся постичь истину (а к ним, безусловно, относится Солоухин),- представляет ценность, участвует в общем процессе сохранения культуры. Солоухин не единственный из советских писателей, кто печатается в "Гранях".
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Эмиграция — не партия
Протестуя против публикации в „Гранях" двух
до сих пор по-русски не опубликованных рассказов <...> больше всего, по-видимому,
опасается услышать в ответ обвинение во
„въевшейся советской психологии", „привычке к
цензуре" и в аналогичных нелестных вещах; такими
обвинениями часто обмениваются друг с другом
некоторые не в меру освободившиеся новые эмигранты. <...> Но мне непонятно, что побудило Вас
напечатать эти рассказы", и далее: „Или эти рассказы
произвели на Вас столь сногсшибательное
впечатление, что Вы забыли „привходящие обстоятельства"? <...> Требование
решать вопрос о публикации произведения, „не
вдаваясь" в рассмотрение его художественных качеств,
а исходя из „привходящих обстоятельств", —
Отвечаю Н. <...> Оно теперь и в СССР не
объявляется столь открыто, как в этом письме, но
практика исходит из него, как из чего-то само
собой разумеющегося. <...> Например, если человек
собрался в эмиграцию, то это „привходящее обстоятельство"
гораздо важней для любого издательства,
чем все, что тот может ему представить. <...> Достаточно
напомнить, что „Грани" — журнал литературный, а
не классный, где ставятся отметки за поведение,
что при публикации произведений вообще исходят
не из „привходящих обстоятельств", а из художественных
качеств (это ведь еще и качество его
„души"), в рассмотрение которых Н. Шатуновская <...> Если
бы не то что Солоухин, о котором Н. Шатуновская <...> На многих,
в том числе и на меня, они впечатление производят. <...> такое впечатление, что она
261
забывает об обычной логике. <...> Но тут же следует
замечание: „Я имею в виду творчество Солоухина,
а не именно эти два рассказа, которые до „Граней"
нигде напечатаны не были". <...> напоминает о действительно
имевшем место проступке Солоухина — он был
среди тех, кто поднял руку на Пастернака. <...> явствует,
что в этом-то как раз и состоит главная подлость,
из-за которой его и не следует печатать,
главное „привходящее обстоятельство" — в этом,
а не в травле Пастернака, использованной <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: